Наибольшую угрозу экологии Черного моря по-прежнему представляет добыча песка на шельфе. В Каркинитском заливе по этой причине тает заповедная Бакальская коса. Этим летом на глазах у всех море поглотило пять километров пляжной полосы между поселками Любимовка и Орловка под Севастополем. Всего лишь три года назад ширина пляжа здесь составляла 12-14 метров, а сегодня волны бьются прямо в обрывистый берег.
- Сравните фотографии евпаторийских пляжей в 60-70-х годах прошлого века и сейчас, и вы увидите, что они уменьшились в несколько раз, - говорит заместитель директора по научной работе института морских биологических исследований им. А. О. Ковалевского РАН Наталия Мильчакова. - Нам нужно определиться, что важнее: курорт или карьер.
В СССР добыча песка на морском шельфе была запрещена законодательно еще в 60-х годах. Сегодня, в случае острой необходимости, этим можно заниматься, но на берегу нужно строить волнорезы, создавать целую систему укрепления пляжей. Местные власти предпочитают просто закрывать глаза на проблему из-за дороговизны этих проектов.
Еще одна потенциальная угроза экологии Черного моря связана с регулированием стока рек. По понятным причинам последние годы крымчане стремятся использовать каждый кубометр пресной воды, и ее забор для хозяйственно-бытовых целей из рек южного берега полуострова значительно возрос. А вместе с этим возникла новая опасность.
- Места впадения рек в море являются природным нерестилищем для многих видов морских обитателей, - рассказал заместитель директора Морского гидрофизического института РАН Антон Георга-Копулос. - Например, в Кацивели это место нереста султанки, и вмешательство человека, изменение гидрохимического баланса, может пагубно сказаться на запасах рыбы.
Кстати, 2017 год, по прогнозам морских биологов, может стать прорывным в воспроизводстве аквакультуры на полуострове. К этому времени в Крыму заработают на полную мощь две или три новых мидийно-устричные фермы. Но сами эксперты сравнивают эти специфические хозяйства со свинофермами, поскольку выращивание моллюсков также создает много отходов.
- Не должно быть такого, что отходы этих ферм будут разноситься по всей акватории, создавая загрязнение, - говорит ученый. - Фермы заранее должны быть оснащены самым современным оборудованием мониторинга состояния морской воды, защищены от нападения рапаны и браконьеров. А рядом с фермами должны быть колонии водорослей, которые отходы будут поглощать. Мы можем в этом помочь и подобрать нужный вид водорослей.
Угрозу с непредсказуемыми последствиями для экосистемы Черного моря представляют так называемые "вселенцы" - биологические виды, не характерные для этого места, но попадающие сюда по вине человека. Им Черное и Азовское моря обязаны критическим снижением рыбных запасов, которое мы наблюдаем последние 40 лет. Путешествуют они с балластными водами кораблей, порой пересекая весь земной шар. В ноябре 2014 севастопольские рыбаки-любители выловили в бухте города двух рыб фугу - тех самых смертельно ядовитых морских обитателей, искусством приготовления которых так гордятся японские повара. А еще четырьмя годами ранее здесь же вытащили из воды акулу-гоблина, редкую даже у себя на родине в Тихом океане.
Но дело даже не в этих диковинках, а в тех "переселенцах", для которых Черное море уже стало родным. Самый известный из них - моллюск рапаны, завезенный в 1947 году. За полвека этот хищник практически уничтожил местную популяцию мидий, являющихся природными очистителями воды. Сейчас в Турции и Румынии разрешен промысловый лов рапаны, однако пришелец за это время и сам обмельчал, став неинтересным для промысловиков. Но наибольший вред экосистеме нанесли даже не рапаны, а практически незаметный человеку мнемиопсис - гребневик, напоминающий медузу. Появившись в 1982 году, пришелец стал активно поедать планктон, являющийся кормом для большинства рыб, их икру, а также икру моллюсков. Всего лишь за семь лет количество пищи для рыб сократилось в 30 раз, а морская вода просто кишела "оккупантами". В одном кубометре насчитывалось до 400 особей гребневиков.
- Внедрение этого организма вызвало настоящий шок в экосистеме Черного моря, - говорит Наталия Мильчакова. - Только с появлением естественного врага мнемиопсиса - другого гребневика Beroe ovata - экосистема стала приходить в равновесие, и сейчас мы наблюдаем медленное увеличение популяции рыб.
Однако успокаиваться рано, говорят ученые, поскольку прибытие "переселенцев" в Черное море продолжается и приобретает невероятные масштабы. Постоянно появляются новые виды, и какие еще сюрпризы готовят пришельцы, сегодня не может сказать никто.
Зато миф об отравлении Черного моря захороненными здесь боевыми отравляющими веществами подтверждения не находит. Якобы в 1942 году при отступлении из Крыма у берегов были затоплены бочки с ипритом и люизитом. Называется разное количество контейнеров и места их захоронения. Тема с налетом тайны периодически всплывает в средствах массовой информации, но никто из серьезных экспертов ее ни разу не комментировал. Это не мешает желтой прессе год от года перепечатывать "сенсации", ссылаясь друг на друга. Морские биологи говорят, что они проверяют химический состав воды в разных точках побережья и никаких ядовитых веществ не обнаружили.
Гораздо большую опасность, чем мифическое оружие для людей представляет сероводородный слой Черного моря, который не стабилен и имеет тенденцию к расширению. Владельцам морских ферм биологи советуют заранее побеспокоиться об анализе химического состава воды, а также предусмотреть экстренную эвакуацию платформ с моллюсками в случае угрозы выбросов сероводорода со дна. Такие прецеденты время от времени происходят, и в Черном море уже были случаи полной гибели акваферм из-за отравления этим химическим соединением.
Кстати
Как ни странно, но на этот раз с санкциями в отношении Крыма связана и хорошая новость. Нет худа без добра, и сворачивание деловой активности крымских портов принесло свои положительные плоды. Ученые отмечают рост популяции дельфинов. Впервые за многие десятилетия их видели даже в севастопольской бухте. Возросла прозрачность воды, а само море стало чище. Еще одну позитивную тенденцию биологи отмечают в зоне строительства моста через Керченский пролив. Крымские ученые не проводили экспертизу экологической безопасности проекта, это сделали их коллеги из московского института океанологии им. П. П. Ширшова, минувшим летом в проливе биологи проводили погружения и отметили хорошее состояние морской флоры и фауны в проливе.
Справка "РГ"
Площадь Черного моря составляет 422 тысячи квадратных километров. Объем воды в нем достигает 555 тысяч кубических километров. В причерноморских государствах живет более 20 миллионов человек.