Новости

02.11.2016 20:37
Рубрика: Экономика

Работать стало некогда

Предприниматели пожаловались прокурору на засилье отчетов
По мнению зауральских предпринимателей, одна из главных помех для развития компаний - бесчисленные отчеты, которые они обязаны предоставлять во всевозможные контролирующие структуры. Об этом бизнесмены заявили прокурору области Игорю Ткачеву во время встречи, организованной по инициативе регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей.
 Фото: Сергей Степанченко Чтобы вовремя сдавать все отчеты, даже маленьким фирмам приходится нанимать квалифицированных бухгалтеров. Фото: Сергей Степанченко
Чтобы вовремя сдавать все отчеты, даже маленьким фирмам приходится нанимать квалифицированных бухгалтеров. Фото: Сергей Степанченко

Бумаг нужно заполнять так много, что просто некогда работать, возмущаются деловые люди. В Кетовском районе, например, подсчитали: самозанятый индивидуальный предприниматель сдает от 25 до 36 отчетов в год, в зависимости от вида деятельности. Что же говорить о владельцах мелких предприятий, имеющих наемных работников!

- Везде пишут и говорят: хватит кошмарить бизнес, нужно уменьшить документооборот и дать возможность предпринимателям больше заниматься производством, - возмущается руководитель курганской "Опоры России" Игорь Меньшиков. - На деле же число отчетов не только не уменьшилось, а напротив, выросло.

По его словам, в этом году вдобавок к имевшимся введена новая форма ежемесячной отчетности в Пенсионный фонд РФ, в которой работодатель обязан представить сведения о каждом своем работнике. Еще одно новшество: нужно ежеквартально сдавать в налоговую инспекцию справку 6-НДФЛ по всем работникам. Кроме затрат времени это увеличивает и финансовые расходы.

- Отчеты делаются по определенным программам, разобраться в которых может только профессионал. Если своего специалиста нет, его приходится нанимать и платить зарплату, - поясняет Игорь Меньшиков. - К тому же чуть ли не каждый квартал программы обновляются. Это создает дополнительную проблему, особенно для малого и микробизнеса. Неужели нельзя обновлять программы хотя бы раз в год?

По информации общественного помощника бизнес-омбудсмена в Юргамышском районе Вадима Извекова, в лесной отрасли требования к отчетности вообще доходят до абсурда. Предприниматели, работающие в этой сфере, обязаны отчитываться по единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (Лес-ЕГАИС), даже если они не являются пользователями или арендаторами лесных участков.

- Смотрите, что получается: лесхоз, который арендует массив, спилил лес, продал его, затем отчитался в ЕГАИС, кому он его сбыл, - перечисляет Вадим Извеков. - Древесину у лесхоза купил столяр, который делает двери. Так вот, он тоже должен отчитываться в Лес-ЕГАИС - подтверждать, что он купил лес у этого арендатора. Выходит, за один кубометр отчитываются дважды.

В Кетовском районе подсчитали: самозанятый индивидуальный предприниматель сдает от 25 до 36 отчетов в год, в зависимости от вида деятельности

Предприниматель считает, что дублирование здесь ни к чему, вполне достаточно отчета арендатора, то есть поставщика материала. Да и не каждый столяр, особенно в селе, разбирается в системе ЕГАИС, а нанимать специалиста со стороны при его-то скромных доходах - себе дороже.

Магазины, торгующие спиртным, тоже утонули в бумажках. Как рассказал общественный представитель АСИ в регионе Андрей Калмаков, по закону предприниматель, имеющий лицензию на реализацию алкоголя, должен ежеквартально подавать в выдавший ее орган (областной департамент экономического развития) декларацию об обороте такой продукции. Даже за один день просрочки ему грозит крупный штраф. Плюс Росалкогольрегулирование применит свои санкции. Между тем с начала года в сфере реализации спиртных напитков тоже поэтапно внедряется ЕГАИС.

- Если все розничные магазины будут подключены к автоматизированной системе, я вообще не вижу смысла предоставлять ежеквартальные отчеты, - считает Андрей Калмаков. - Ведь в ЕГАИС отображается движение алкоголя по всей цепочке, от производства до покупателя. Система могла бы автоматически формировать отчеты и направлять их в контролирующие органы.

Общественник убежден: нужно освобождать малый и средний бизнес от излишнего контроля. Он и так не жирует, как кажется некоторым. Скажем, установка информационной системы стоит 60 тысяч рублей, лицензия на продажу алкоголя - 65 тысяч. Для ретейлера - мизер, для сельпо - астрономические суммы. Для торговых сетей стоимость лицензии можно было бы и повысить, считает представитель АСИ, а для сельских магазинов - однозначно снизить.

Прокурор предпринимателям посочувствовал, но отметил, что все поднятые ими вопросы к его компетенции не относятся. Так что бизнесмены обратились не по адресу. В их решении, скорее, поможет федеральный бизнес-омбудсмен.

- К сожалению, Генеральная прокуратура лишена права законодательной инициативы, - отметил Игорь Ткачев. - Хотя у меня есть такое право на уровне региона. Мы можем разработать законопроект и внести его в областную Думу, что регулярно и делаем.

Тем не менее прокурор посчитал поднятые бизнесом проблемы достаточно серьезными для того, чтобы в следующий раз собраться для их детального обсуждения в более широком составе - с участием представителей областного правительства, ключевых департаментов и федеральных структур, от которых зависит решение поставленных вопросов.

В регионах Экономика Бизнес Малый бизнес Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Курганская область