В Налоговом кодексе даже появилась отдельная глава "Страховые взносы". Именно налоговики обязаны контролировать их полноту и своевременность уплаты организациями, принимать и проверять отчетность, взыскивать недоимки, пени и штрафы по страховым взносам. Причем не только за 2016 год, но и за предыдущие. Таких долгов у налогоплательщиков уже накопилось на 380 миллиардов рублей. По словам главы ФНС Михаила Мишустина, в 2017 году налоговики намерены их собрать.
Срок перечисления страховых взносов не поменялся. Последней датой уплаты будет 15-е число месяца, следующего за отчетным. Расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование представляется ежеквартально не позже 30-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Кроме того, на страховые взносы распространен обязательный досудебный порядок обжалования споров.
Важное новшество - к контролю за информацией по администрированию страховых взносов ФНС привлекает физлиц. Отныне данные о начисленных взносах в отношении каждого застрахованного гражданина, аналогично сведениям из справки о доходах 2-НДФЛ, будут автоматически отражены в "Личных кабинетах налогоплательщиков физических лиц". А в "Личных кабинетах для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - о начисленных и уплаченных страховых взносах.
Изменен перечень государств, не обеспечивающих обмен налоговой информацией с Россией. "Из него исключены острова Аруба, Бермуды, Кайман, Маврикий, а также Грузия и Эстония, а включена Южная Корея", - рассказывает Антон Соничев, адвокат компании "Налоговик".
"Черный список" так называемых непрозрачных юрисдикций изменяется в зависимости от появления новых оснований, практики и уровня сотрудничества иностранных государств. К обмену информацией подключаются все больше стран, что позволяет налоговым органам узнавать о существовании иностранных компаний, подконтрольных российским налогоплательщикам - резидентам.
Снижение налоговых обязательств с помощью офшорных схем - один из наиболее популярных способов оптимизации налогообложения. Офшоры позволяют скрывать информацию о фактических собственниках бизнеса, избегать представления финансовой отчетности, тем самым получать налоговую выгоду (отсутствие НДС, снижение таможенных пошлин, налога на прибыль), поясняет эксперт.
Пояснения по ошибкам или противоречиям в электронной декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС) при камеральной налоговой проверке инспекторы примут от организаций только в электронном виде. При этом пояснения на бумажном носителе не будут считаться представленными. В этом случае компанию оштрафуют на 5 тысяч рублей.
Постепенно все взаимоотношения между бизнесом и налоговиками переводятся в электронный формат. Это позволяет сократить время и траты бюджета на обработку данных при налоговом контроле и повышает его прозрачность.
При этом в отношении камеральных проверок по другим видам налогов пояснения по запросам налоговиков в 2017 году, по-прежнему, можно давать "на бумаге".
Все больше компаний могут применять единый сельхозналог (ЕСХН). С 1 января 2017 года выручку от реализации сельскохозяйственной продукции для ЕСХН нужно определять иначе. 70-процентную долю доходов от реализации сельхозпродукции теперь можно считать с учетом доходов от реализации вспомогательных услуг (посев сельхозкультур, обрезка фруктовых деревьев, уборка урожая, выпас скота и пр.). Ранее такие доходы не учитывались.
В животноводстве перечень услуг расширен за счет услуг по обследованию состояния стада, выпасу и перегонке скота, выбраковке птицы, содержанию сельскохозяйственных животных и уходу за ними.
"До сих пор сельхозтоваропроизводителями признавались организации и индивидуальные предприниматели, исключительно производящие и перерабатывающие сельхозпродукцию, доля дохода от реализации которой должна составлять не менее 70 процентов", - поясняет Роман Терехин, управляющий партнер бюро "Деловой фарватер".
Многие фермеры из-за финансовых трудностей не имеют сегодня необходимого парка техники и возможностей для его обновления. Особенно это касается малых сельхозпроизводителей - фермеров, неспособных закупить дорогостоящую технику при своих малых производственных мощностях. Поэтому на сельхозрынке востребованы услуги по обработке почвы, уходу за посевами, заготовке кормов и обмолоту зерновых культур - их оказывают сельхозпроизводители, имеющие избыточные мощности. При этом такие "помощники" не признаются сельхозтоваропроизводителями, так как в расчет 70-процентной доли включается только выручка от производства и реализации сельхозпродукции.
Чтобы не допустить сокращения количества фермеров и поддержать отрасль, законодатель расширил понятие "сельскохозяйственный производитель" для налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели, желающие перейти на ЕСХН, должны уведомить налоговый орган по месту своего нахождения до 15 февраля 2017 года.