Автопром ЦФО приобрел антикризисный опыт

Большинство экспертов отечественного авторынка называют ушедший год одним из самых сложных за последнее время. Об этом говорят затянувшийся спад продаж, падение производства, банкротства дилерских компаний. Между тем в ЦФО есть немало подтверждений тому, что сложная ситуация лишь помогла предприятиям отрасли стать сильнее. Антикризисный опыт должен дать эффект в ближайшее время.

Смена вектора

Все тенденции в автопроме особенно четко ощущаются в Калужской области. В свое время здесь сделали ставку на развитие автокластера, открыв три десятка профильных предприятий, и теперь во многом зависят от ситуации в отрасли. В 2014 году ее доля в общем объеме промпроизводства достигла 42 процентов. И когда в 2015-м авторынок стал стремительно падать, вместе с ним потеряла равновесие и экономика области. Однако этот своеобразный краш-тест регион выдержал. По итогам 2016 года губернатор Анатолий Артамонов зафиксировал позитивные изменения:

- В целом индекс промышленного производства в этом секторе составит 113 процентов. Но он распределен неравномерно. Примерно 3-5 процентов будет прирост по легковым машинам и грузовикам. По автомобильным кузовам мы уже имеем 22,5 процента роста, по автокомпонентам - 31. В основном это за счет того, что наши производители активно осваивают зарубежные рынки, - подчеркнул губернатор.

Разворот на экспорт - явление весьма показательное. Поклонники обосновавшейся в Калуге марки Volkswagen наверняка помнят, что в свое время у нас продавались седаны Jetta мексиканской сборки. Теперь вектор - вслед за курсом валют - существенно изменился, и уже российские автомобили Polo экспортируются в Латинскую Америку. И пусть пока небольшими партиями - вкупе с поставками в страны экс-СССР они позволили калужскому заводу обойтись без массовых сокращений персонала, загрузив на конвейере вторую смену.

Причина роста экспорта - не только в низком курсе рубля, но и в господдержке. Правительство России в 2016 году выделило на эти цели 3,3 миллиарда рублей. В частности, субсидии на транспортировку продукции составляют 50-80 процентов от затрат, на подтверждение соответствия международным стандартам - все 100.

Субсидии на транспортировку продукции составляют 50-80 процентов от затрат, на подтверждение соответствия - все 100

- Сборка автомобилей в России становится конкурентоспособной. И все компании, у которых в нашей стране имеется производство и глубокая локализация - например Volkswagen, Hyundai, Kia, Ford Sollers, - могут выходить на рынки, где есть перспектива, - поясняет исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. - Это дает возможность диверсифицировать поставки, обеспечить более сбалансированную загрузку производства и заработать в валюте.

Меньше трети на троих

Глубокая локализация - пожалуй, ключевой фактор. Так, на другом калужском автозаводе - "ПСМА Рус", где производят Peugeot, Citroen и Mitsubishi, - ситуация не столь радужная. Он не работает и в полсилы, сократив к весне 2016-го более полутора тысяч человек. Тот же Volkswagen, учитывая солидные продажи (в 2016-м - более 74 тысяч автомобилей), уже может создавать собственные вспомогательные производства (двигателестроительный завод в той же Калуге). Но вышеназванные бренды втроем не выдали и трети объема VW. Падение продаж - даже в сравнении с катастрофическими результатами 2015-го - составило по этим маркам 31-53 процента. Это, конечно, не приговор. Но, разумеется, ни до наращивания локализации, ни до серьезного экспорта дело не доходит.

Понимая сложности, с которыми столкнулись участники рынка, Анатолий Артамонов пообещал "и дальше проводить политику по привлечению производителей автокомпонентов с целью углубления локализации производства автомобилей в области". А вот число сборочных предприятий увеличивать не планируют, хотя к местным площадкам с интересом присматриваются китайские компании. Как пояснил губернатор, власти не хотели бы наращивать долю автопрома в экономике региона - "она и так высока". И, кстати, это тоже одна из позитивных тенденций. Как показала практика, заложниками ситуации на рынке нередко становятся тысячи сотрудников заводов. Поэтому регионы стали более рациональны в своем стремлении развивать отрасль.

Тонкости востока

Что касается китайских инвесторов, работающих в ЦФО, то для них 2016 год сложился по-разному. Самый успешный на сегодня производитель из Поднебесной - Lifan отложил многообещающее строительство завода под Липецком. Но, по мнению губернатора Олега Королева, "правильно сделал", оценив текущую ситуацию.

Зато нежданно-негаданно на конвейер давно простаивавшего производства "Ирито" в Краснинском районе области встали кроссоверы Сhangan. Рынок они, конечно, не взорвали, но с сентября, если судить по данным Ассоциации европейского бизнеса, спрос на них стал стабильным. Воодушевленные успехом топ-менеджеры завода сообщили СМИ, что ведут переговоры и с компанией Great Wall Motors - по поводу возвращения в цеха автомобилей этой марки. Однако, насколько реалистичны эти планы, судить сложно. В 2016-м компания не реализовала у нас ни одной машины, а в российском офисе родственного бренда Haval (в Китае это суббренд Great Wall) рассказать "РГ" о перспективах переговоров с "Ирито" затруднились.

Haval, к слову, развивается в нашей стране самостоятельно - и планирует в 2018 году запустить производство в Тульской области. Его строительство уже идет в Узловском районе. При этом власти строят амбициозные планы - создать не "отверточную сборку", а достигнуть 70-75 процентов локализации. Это, конечно, слишком высокие цифры, чтобы в них не сомневаться. Однако, как уверяет председатель облправительства Юрий Андрианов, в Узловой появятся и заводы по выпуску комплектующих, сформировав целый автокластер. Да и Калуга рядом - часть деталей для Haval будут доставлять оттуда.

Сошлись в деталях

Производство автокомпонентов - еще одна перспективная отрасль для регионов ЦФО. В той же Калужской области местные заводы (например, Continental и Fuyao Glass), почувствовав падение внутреннего спроса, до половины комплектующих стали отправлять на экспорт. "Нет худа без добра, - философски прокомментировал тенденцию Анатолий Артамонов. - Эта ситуация заставляет шевелить мозгами и искать новые рынки сбыта".

Еще один хороший пример - ярославский "Автодизель", который отметил в 2016-м столетний юбилей в образе одного из самых современных предприятий. Местные двигатели ставят не только на большинство отечественных грузовиков и автобусов, но и на коммерческий транспорт Mercedes, выпускаемый в Нижнем Новгороде. Более того - убедившись в качестве производства, часть высокотехнологичных комплектующих из Ярославля начали экспортировать в Германию. Факт, в который еще недавно нельзя было и поверить.

P. S.

Как осторожно предполагают эксперты, отечественный авторынок уже "оттолкнулся от дна" и в 2017 году способен на небольшой рост. В частности, глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер ожидает, что динамика продаж составит четыре процента. Такой прибавки, конечно, не хватит, чтобы отрасль вышла на прежние объемы. Однако нужно учесть антикризисный опыт, приобретенный участниками рынка за пару лет. Подтянув качество готовой продукции и наладив ее экспорт, производители вполне способны "выстрелить", едва ситуация в экономике стабилизируется.