05.03.2017 12:45
    Поделиться

    Как и почему русофобия становится новой религией для демократов в США

    Процесс обострения внутриполитической борьбы в США совершил на минувшей неделе новый виток, увенчавшись резкими контратаками президента Дональда Трампа против дискредитирующих его демократов и либеральной прессы.

    Новая мишень

    Началось все с очередного наступления демократов по схеме, которая становится уже классической. Их новой целью стал министр юстиции и генеральный прокурор Джефф Сешнс. Газета Washington Post опубликовала утечку о том, что во время прошлогодней предвыборной кампании, когда он являлся сенатором и параллельно консультировал штаб Дональда Трампа, Сешнс дважды встречался с послом РФ в Вашингтоне Сергеем Кисляком. Демократы сразу попытались уличить генпрокурора во лжи, указывая на то, что недавних сенатских слушаниях он отрицательно ответил на вопрос о контактах с российскими должностными лицами. Лидеры демократов потребовали дополнительных слушаний с генпрокурором и, более того, зазвучали призывы к его отставке. Кроме того, скандал подпитал давние призывы к расследованию приписываемого России влияния на выборы в США в 2016 году.

    Сешнс отверг эти обвинения, указав, что на слушаниях его спрашивали о контактах с российскими лицами по предвыборной тематике, в то время как с послом он встречался в качестве сенатора и связанные с выборами вопросы не обсуждал.

    Трамп выразил мнение, что его выдвиженец мог бы более подробно и удачно ответить на вопрос сенаторов на слушаниях, но заверил в "полном доверии" своему генпрокурору. Позже в своем Twitter президент утверждал, что одна из встреч Сешнса с Кисляком была организована в рамках программы для иностранных дипломатов, которую реализовывала администрация Барака Обамы.

    Развитие истории вокруг Сешнса вызывает ощущение дежавю. Ранее по такой же схеме противникам Трампа удалось добиться отставки его советника по национальной безопасности Майкла Флинна, вокруг которого был раздут скандал из-за телефонного разговора с послом РФ. Уже тогда часть обозревателей указывала, что Флинн - только закуска, за которой могут последовать и другие, но основным блюдом является Трамп. Это верно и в отношении атак на генпрокурора. Очерняя приближенных Трампа, его противники пытаются делегитимизиовать и самого президента.

    Трамп контратакует

    Но Трамп не из числа тех, кто чувствует себя комфортно в обороне, а потому простыми разъяснениями глава государства отнюдь не ограничился и перешел в контрнаступление. В пятницу он обвинил в двуличии лидера демократической фракции в сенате Чака Шумера, выложив в своем Twitter фотографию, на которой улыбающийся конгрессмен запечатлен с российским президентом Владимиром Путиным. "Мы должны немедленно начать расследование в отношении сенатора Шумера и его связей с Россией и Путиным. Тотальное двуличие!", - написал президент США под фотографией. Сам Шумер парировал: "Готов под присягой поговорить о контактах с господином Путиным и его коллегами. Это было в 2003 году на виду у прессы и публики. А вы и ваша команда готовы?"

    А спустя несколько часов, Трамп осуществил еще более удачный залп по лидеру демократов в палате представителей Нэнси Пелоси. После скандала вокруг Сешнса местная пресса стала интересоваться тем, как часто конгрессмены встречаются с российским дипломатом. И Пелоси, отвечая на такой вопрос, утверждала, что никогда не виделась с Кисляком. Но вскоре один из консервативных ресурсов опубликовал фотографию встречи Пелоси с российской делегацией в 2010 году, в составе которой за столом напротив нее сидел и Сергей Кисляк. Трамп разместил ссылку на фотографию в своем Twitter, потребовав расследования против нее за ложное отрицание контакта с послом России. Конгрессмен в ответ попыталась оправдаться тем, что встреча была официальной. Но не пояснила, почему солгала прессе на вопрос о знакомстве с послом.

    Наконец, в субботу Трамп обвинил предшественника Барака Обаму в прослушке своих телефонов в небоскребе Trump Tower во время предвыборной кампании. В серии из четырех записей в своем личном Twitter Трамп поставил под вопрос законность таких действий, впрочем не уточняя, откуда у него появилась эта информация и не подкрепляя ее какими-либо свидетельствами. Официальный представитель экс-президента Барака Обамы отверг обвинения со стороны Трампа.

    Но глава государства провел явные исторические параллели, назвав действия противников "маккартизмом". "Как же низко опустился президент Обама, прослушивая мой телефон во время священного предвыборного процесса. Это Никсон и Уотергейт, - негодовал Трамп. - Больной (или плохой) парень!". (Уотергейт - один из крупнейших политических скандалов с политической прослушкой в истории США, закончившийся отставкой президента Ричарда Никсона в 1974 году - прим. "РГ").

    Истерия против РФ - почти религия

    Заявления Трампа стали ответом на попытки демократов дискредитировать контакты его окружения с должностными лицами из РФ, которые таким образом подпитывают антироссийскую истерию вокруг новой администрации. Ироничный тон подчеркивает, что президент считает эти нападки голословными, результатом политической войны против него, но не видит под ними никаких реальных оснований. По широкому согласию экспертов, ничего предосудительного или подозрительного в практике встреч зарубежных послов с американскими чиновниками нет - в этом работа дипломатов. По данным Трампа, оказавшийся сейчас в центре внимания российский посол, по меньшей мере 22 раза бывал в Белом доме при администрации Барака Обамы.

    На помощь президенту пришел спикер палаты представителей Пол Райан, представляющий республиканскую партию. По его словам, "десятки, если не сотни" конгрессменов контактировали с послом РФ. В интервью Fox News он назвал это "обычным делом" и указал на регулярные встречи законодателей с послами многих государств. Аналогичное мнение высказывал даже яростный критик новой администрации - экс-посол США в России Майкл Макфол, который интересовался причинами сокрытия факта или содержания встреч советников Трампа с Кисляком, но не ставил под сомнение целесообразность таких контактов. А журналист Гленн Гринвальд, известный публикациями материалов WikiLeaks о тотальном электронном шпионаже спецслужб США, в своем Twitter задался вопросом: "Не рискованно ли это, создавать атмосферу, в которой контакты с представителями крупной ядерной державы квалифицируются как подозрительные, а то и еще хуже?".

    Противники Трампа в погоне за своими политическими целями такими вопросами не задаются. По существу ни один из раздуваемых ими скандалов так и не выявил сколько-нибудь весомых подтверждений связей окружения Дональда Трампа с Москвой. Но даже огульное и постоянное нагнетание истерии вокруг роли России на минувших выборах президента США привело к тому, что в либеральной прессе любой не раскрытый публично контакт американских чиновников с российскими официальными лицами автоматически представляется как подозрительный акт, требующий расследования, а то и немедленной отставки. Гринвальд написал по этому поводу: "Уверенность во всем, что касается заговора России, похожа на религию: Веры достаточно, доказательства необязательны, попытка поставить это под сомнение - богохульство".

    Тема якобы существующих связей бизнесмена с Россией была сделана одной из главных на состоявшихся выборах в США и активно использовалась штабом его соперницы Хиллари Клинтон, которая называла Трампа "марионеткой" Кремля. После победы республиканца эту линию подхватила уходившая администрация Барака Обамы, которая бездоказательно обвинила Россию в попытках вмешательства в выборы с целью добиться победы Трампа и ввела очередные санкции против Москвы. Теперь демократы раскручивают тему дальше, в том числе требуя создать специальную комиссию по расследованию приписываемого России вмешательства в предвыборный процесс в США.

    Трамп многократно отвергал все эти инсинуации, называя их "охотой на ведьм" и настаивая, что они разжигаются демократами для оправдания собственного неожиданного поражения на выборах и делегитимизации его победы.

    Обвинения надуманные, но последствия реальные

    Хотя все рассуждения на эту тему по большей части являются домыслами, а не фактами, последствия скандалов оказывают реальное влияние и на внутреннюю, и на внешнюю политику США. Так, об отставке Сешнса речи сейчас не идет, но под давлением оппонентов он принял решение самоустраниться от контроля над возможным расследованием роли России на выборах, хотя по должности генпрокурора это относится к его компетенции. Его противники утверждали, что он не способен действовать объективно в таком расследовании. А ранее вброс аналогичных инсинуаций через газету Washington Post вынудил уйти в отставку советника президента по национальной безопасности Майкла Флинна.

    Увы, но внутриполитические распри начинают отрицательно сказываться и на перспективах отношениях с Россией, хотя новый президент США и собирался добиваться нормализации диалога с Москвой, прежде всего в борьбе с террористической группировкой ДАИШ (запрещена в РФ - прим. "РГ"). Как сообщило агентство AP со ссылкой на дипломатические источники, Трамп может отложить планы по возможностям расширения сотрудничества с Россией против ДАИШ из острого восприятия общественностью темы приписываемых ему и его окружению контактов с Москвой.

    Справка "РГ"

    "Охота на ведьм"

    Разжигание общественной фобии вокруг некой угрозы и ее последующая эксплуатация в политических целях - не в новинку для США. Один из самых известных исторических примеров такой "охоты на ведьм", к тому же тесно связанный с Москвой, это тот самый "маккартизм", которым Трамп попрекает своих противников.

    После завершения Второй мировой войны коммунизм играл все более заметную роль в формировании геополитического ландшафта планеты. Даже в самих США коммунистическая партия в 30-е и 40-е набирала вес и сторонников благодаря участию в формировании влиятельных профсоюзов, а также осуждению фашизма еще на ранней стадии.

    И в США смириться с этим не могли. В середине XX века американские политические элиты разогрели страх "коммунистической угрозы" в обществе до уровня паранойи. Мощный импульс этому движению придал сенатор Джозеф Маккарти. В своей речи в феврале 1950 года он утверждал, что у него в руках список из двух сотен сотрудников госдепартамента, которые являются коммунистами. Эти заявления в одночасье сделали его магнитом для прессы и одним из самых узнаваемых политиков в США.

    "Второй страх красных" (первую волну в США пережили еще в начале прошлого века - прим. "РГ") пронзил американское общество и вышел далеко за рамки борьбы с внешней угрозой, превратившись в инструмент внутриполитической борьбы, репрессий и массовой слежки. Страх был так велик, что твердых доказательств и фактов никто не искал, одного лишь подозрения было достаточно для вердикта.

    В пособники коммунистов записывали актеров, писателей, активистов и борцов за гражданские права, лидеров профсоюзных объединений, государственных служащих. ФБР незаконно прослушивало телефоны и вскрывало почтовую корреспонденцию неугодных организаций и граждан. Десятки тысяч американцев стали объектами допроса и подвергались увольнениям только лишь за подозрения в связях с коммунистами, даже без наличия каких-либо весомых доказательств. При этом увольнение из-за провала теста на лояльность де-факто было волчьим билетом, потому что найти приличную работу с такой записью в резюме становилось невозможно. Одним из самых известных проявлений такого рода стал "Черный список Голливуда". В него занесли несколько сотен актеров, музыкантов, режиссеров и иных представителей творческих профессий, которым путь в развлекательную индустрию был заказан из-за подозрений в связях с коммунистами. Были и тюремные заключения.

    Те ошибки в Америке осмыслили. Многие указы и вердикты того времени позже были объявлены неконституционными. Сегодня в США "маккартизм" имеет явный негативный оттенок, подразумевая, в том числе, и практику использования надуманных обвинений для подавления политического инакомыслия, преследования политических оппонентов. С высоты истории инструменты "маккартизма" подверглись широкой критике и порицанию в США. Но "охота на ведьм" остается эффективным, а потому распространенным политическим феноменом, в том числе и в США. Желающих использовать этот арсенал для достижения своих целей несмотря на тошнотворный привкус уроков прошлого хватает и сегодня.

    Между тем

    Официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова рассказала о том, как встретилась утром возле здания российского МИДа с послом США в Москве Джоном Теффтом, который в это время покидал министерство. "Вы подвергаете себя опасности, общаясь с российскими дипломатами, а вдруг CNN "узнает", - сказала она ему. Ранее Захарова прокомментировала публикацию на сайте CNN о российском после в США Сергее Кисляке, названном "российским шпионом и вербовщиком": "Как вы думаете, это медийное дно или им есть еще куда падать?". В своем Facebook она сделала  репост картинки с изображением "очереди на прием к российскому послу в США", где на лавочке сидят актеры Том Хэнкс и Киану Ривз вместе с персонажем Ждуна (собирательный образ человека, сидящего в очереди. - Ред). К ним подходит актриса Сара Джессика Паркер и спрашивает: "К Кисляку кто крайний?"

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться