Нижегородцы первыми показали постановку "Ногов ковчег". Несмотря на то что спектакль без слов (он пластический), этюд получился пронзительно говорящим.
- Каждый сам решает, о чем постановка, - делится впечатлением нижегородка Елена Тропина. - Глубинный смысл заложен в названии - переиначенном от "Ноев ковчег". Музыка наталкивает на мысли о первобытном, а значит, о главном. Все второстепенное, мелкое, неважное остается позади.
Константин Хабенский отмечает, что представлена лишь часть задуманного:
- Это фрагмент, заявка на большой спектакль. Постановка почти закончена. Лучше показать вкусно и немного, чем размазанно. Мы ставим спектакли, где играют дети, но их содержание адресовано взрослым.
Кстати, репертуар фестиваля авторский: даже если при подготовке использовались мотивы других произведений, то в них обязательно вносилась своя нотка.
Этим Константин Хабенский добивался "не технического проживания на сцене".
- Чтобы зрители понимали: это не актерство, а честные слова, - уточняет он.
Спектакль "Ха-ха-чу" уфимской студии зрители уже видели - "родился" он два года назад, но растет, набирает обороты.
- "Ха-ха-чу" не совсем удобен из-за вопросов, которые в нем поднимаются, - продолжает актер. - Он открывает ключиком ту дверь, которая по рассеянности и из-за множества дел долгое время была заперта.
В спектакле "Ха-ха-чу" - восемь историй, одну из которых рассказывает Константин Хабенский.
- Не бойтесь понять другого, - произносит актер со сцены. - Потому что понять - значит уже чуть-чуть простить. Не бойтесь быть милосерднее к другим.
Не столько фейерверками и балами, нежели тем, что он собой несет, запоминается фестиваль. Он нацелен именно на добро и милосердие: большая часть сборов от него пойдет на помощь детям с заболеваниями головного мозга, чтобы каждый ребенок имел возможность раскрыться творчески и почувствовать себя счастливым.
Не менее счастлив и Константин Хабенский: он признается, что, занимаясь со студийцами, по-другому начинает дышать.
- Мне интересно то, чем я занимаюсь, - говорит актер. - Дети - это другие люди. Радует, что я имею отношение к их творческому воспитанию. Мастерство - это быть искренним. Я стараюсь не испортить детские спектакли.
Справка "РГ"
Фестиваль "Малая сцена большой жизни" вырос из всероссийского фестиваля студий творческого развития "Оперение". В него вошла часть лучших работ, представленных на фестивалях нынешнего года, прошлого и позапрошлого. По словам Константина Хабенского, это "новый экспериментальный формат, зачет, проверка на жизнеспособность".
Олег Шакирский, художественный руководитель центра культуры "Рекорд":
- Фестиваль несет в себе идею развития граней творчества, которые постараются показать дети на сцене. Если зритель не примет фестиваль, то второго не будет. Затея стоит того, чтобы приложить все силы и сделать фестиваль традиционным.
Максим Синицын, нижегородец:
- Отлично, что есть фестиваль студий Хабенского. А для остальных нижегородских детских театров фестиваля на родной земле нет. Между тем, каждый месяц в России проходят один-два таких фестиваля. И наши дети успешно в них участвуют.