Сергей Безруков: Только не называйте интервью "Безруков на пуантах". Балета в фильме практически нет, да и картина не про балет, а про человеческий характер. Хочу сказать огромное спасибо Ане как сценаристу и режиссеру за то, что она увидела во мне совершенно другого артиста. Раньше почти во всех моих ролях я был персонажем с открытым темпераментом, у которого душа нараспашку. А здесь герой находится как бы в стальной броне, и о ядерных эмоциональных взрывах у него внутри мы только догадываемся.
Анна Матисон: Главный герой Темников - вымышленный персонаж. Тем свободнее мы могли себя ощущать, не боясь, что мы кого-то заденем и обидим. Поэтому мы не испытывали опасений, когда показывали фильм людям, которые отдали свою жизнь балету.
Как пришла идея фильма?
Анна Матисон: Я увидела Сергея в спектакле "Похождение" по мотивам "Мертвых душ", там много пластики. Увидела, как Сережа слышит музыку. А я люблю таких людей, это редкий дар. К утру сложился образ, Сергей меня поддержал. За неделю я написала сценарий. Мне проще писать, если знаешь, под кого.
Сергей Безруков: Это вторая картина "под меня". Первая была моего отца про Есенина. Когда я прочитал сценарий, понял, что таким еще в кино не был. Поведение героя чудовищно. Интересно сыграть отрицательную личность. Что он оставил после себя? Он мог создать балетную школу, а создал студию для богатых тетушек.
У вашего героя на шее иконка и крестик...
Сергей Безруков: Не у героя, а у меня...
Мэтр Валерий Гергиев в двух эпизодах сыграл самого себя.
Анна Матисон: Был задуман эпизод и для великой Майи Плисецкой. В качестве эпиграфа даже выбрали ее фразу: "Не смиряйтесь, до самого конца не смиряйтесь. Характер - это и есть судьба". Но во время съемок Майи Михайловны не стало. Но ее образ остался. Зрители видят фотографию Плисецкой на столе у Темникова. На стене кабинета - граффити с ее изображением. В фильме звучит музыка к "Кармен-сюите", в которой Майя станцевала свою лучшую роль. В фильме много прекрасной музыки - Бах, Прокофьев, Стравинский, Шостакович, Берлиоз.
Сергей Безруков: У нас была премьера, на которую пришли Сергей Филин, Вячеслав Гордеев, Михаил Лавровский... Мне было интересно, как они отреагируют. Они приняли каждое слово, каждый жест...
Танец в финале кто поставил?
Сергей Безруков: Народный артист Молдовы Раду Поклитару. Он окончил Белорусскую академию музыки, сотрудничал с Большим театром оперы и балета Беларуси и Минским музыкальным театром. Он посмотрел мою технику. Я сказал Раду, что мне сорок с лишним лет, на что он ответил, что редкий артист балета в таком возрасте имеет такую форму. Почти во всех сценах играл сам. Дублер понадобился только во время прыжков: чтобы "летать", нужно учиться с детства.
Много пришлось стоять у станка?
Сергей Безруков: Танцами у станка я занимался в Школе-студии МХАТ. Мне это очень нравилось, и у меня неплохо получалось. Лариса Борисовна Дмитриева, мой педагог, говорила: "Ты мой Барышников!" Было приятно. Слава богу, он жив-здоров, я даже имел счастье увидеть его на сцене в Риге во время его гастролей и после спектакля вместе с ним сфотографироваться. Постоянно думал о Михаиле, исполняя финальный танец, после которого главный герой умирает. Да и когда репетировал роль Чичикова в спектакле "Похождение", вдохновлялся его танцем под песню Высоцкого "Чуть помедленнее, кони!".
Как работали над ролью?
Сергей Безруков: Временами забывался и пытался "смягчить" Темникова. В сцене, где герой репетирует с артистами Мариинки, поймал себя на мысли: работаю по той же схеме, что и с актерами своего Губернского театра. Сразу же в кадре расслабился, начал шутить. Но режиссер эти попытки пресекала: "Театр прекращай! Вернись в Темникова! Каждую секунду твой герой должен быть человеком жестким".
Как можно "расшифровать" название фильма?
Сергей Безруков: Это история не про балет. Что останется после тебя в этой жизни? Я тоже задаюсь этим вопросом. Поэтому вместе с Благотворительным фондом Константина Хабенского придумали акцию помощи больным детям. В кинотеатрах перед просмотром фильма на экранах был указан короткий смс-номер для пожертвований. Отправить можно любую сумму. Даже десять рублей помогут спасти чью-то жизнь. Фильм год ждал проката.
Споры на площадке были?
Сергей Безруков: Впервые снимался в кино, где на площадке не ругались. У нас замечательные отношения. Я, как актер, нашел своего сценариста и режиссера.
Анна Матисон: Сергей - гениальный артист, и для любого режиссера счастье с ним работать.
Сергей, вы часто гастролируете в Беларуси, со своим Губернским театром приезжали на "Славянский базар в Витебске".
Сергей Безруков: Снимался под Минском в роли военного офицера в многосерийном фильме "В июне 1941", который был выпущен на студии "Беларусьфильм".
Аня, а как вы попали в большое кино?
Анна Матисон: Благодаря Евгению Гришковцу. Сотрудничество с ним наладилось после того, как наша иркутская студия сделала проект "Настроение улучшилось" по одноименному произведению Евгения. Я из Иркутска, училась на международном факультете Иркутского госуниверситета по специальности "Коммерция". В 17 лет мне повезло - по объявлению устроилась внештатным корреспондентом на местном телевидении. Постепенно удалось проделать путь от редактора программного вещания до главного продюсера телекомпании. Я была, наверное, самым молодым продюсером в России.
Давайте поговорим о другой недавней премьере с вашим участием - сериале "Охота на дьявола".
Сергей Безруков: Я зарекся сниматься в сериалах. Но продюсеры уговорили меня почитать сценарий Дениса Карышева, и я увидел, что это очень хорошая литература - язык, интрига, все на месте...
Анна Матисон: Сняли фильм "Нищеброды". Хотелось реанимировать жанр молодежного кино вроде "Я шагаю по Москве". "Нищеброды" - это про двух студентов МГУ. У них нет денег, нет связей, нет родственников, кроме бабушек, исправно высылающих половину своей пенсии, но есть молодость, радость жизни, надежда на то, что уж они-то точно прорвутся, и у них все будет хорошо. Молодость тем хороша, что у нее есть будущее.