17.04.2017 19:35
    Поделиться

    Автоматические камеры нашли новую ловушку для водителей

    Водители и автовладельцы уже настолько привыкли к "письмам счастья", что редко даже изучают, за что выписано то или иное постановление о штрафе. Между тем не всегда такие постановления основаны на действующих правилах дорожного движения. То есть на законе.

    Многие водители получали "письма счастья" за нарушение требований разметки. Но некоторых удивили письма с необычным нарушением. А именно пункта 1.16.2 приложения 2 к правилам. Центры автоматической фиксации нарушений, у которых на вооружении есть прибор "Стрелка-СТ", активно рассылают подобные постановления. Этот прибор распространен в Москве, Московской области, Татарстане и Краснодарском крае.

    С одной стороны, в подобных "письмах счастья" не было бы ничего удивительного, если бы речь шла о перестроении в тоннеле или на мостах, где такой маневр запрещен правилами дорожного движения. При этом в тоннелях и на путепроводах нанесена соответствующая разметка - сплошная линия, которая в приложении 2 к правилам идет под пунктом 1.1. Она также наносится перед перекрестками. В правилах четко говорится, что ее пересекать запрещено. И если водитель ее пересек, то тем самым он нарушил требование разметки, а значит, заслуживает наказания по части первой статьи 12.16 КоАП РФ, которая предусматривает штраф в размере 500 рублей.

    Водители опять оказались в ситуации, когда с них требуют штраф за нарушение, которого не существует

    Камеры в последнее время так далеко продвинулись по технологической части, что с легкостью могут выявлять и движение по обочинам, и выезд на встречную полосу, и даже нарушение требований разметки. Если бы не одно "но".

    Большое количество постановлений вынесено за то, что автомобиль пересек так называемый "направляющий островок". Эта разметка прописана в пунктах 1.16.1, 1.16.2 и 1.16.3 приложения 2 к правилам. Эти островки наносятся в местах разделения или слияния транспортных потоков. Например, основной поток идет прямо, но крайняя правая полоса предназначена для поворота. В этом случае на асфальте наносится такой островок. А чтобы он был приметнее, в нем по диагонали прорисованы толстые белые полосы. Так вот камеры автоматической фиксации начали выписывать штрафы водителям, которые этот островок пересекают. Штраф тот же, в соответствии с частью 1 статьи 12.16 КоАП - 500 рублей. В постановлении прямо так и написано: "Водитель в нарушение пункта 1.16.2 приложения 2 к ПДД РФ управлял транспортным средством". Но вся беда в том, что пункт 1.16.2, равно как и 1.16.1, а также 1.16.3 приложения 2 к правилам нарушить невозможно. Это просто описание соответствующей разметки. При этом нигде в правилах не указано, что ее пересекать нельзя. Ни в этих пунктах, ни в каких других. Про "сплошную линию" и "две сплошных" говорится четко: "Линии 1.1 и 1.3 пересекать запрещено". А про "островки" - ни слова. Конечно, с моральной и этической точки зрения раз эти островки нанесены, то ездить по ним нельзя. Но с формальной точки зрения правила этого не запрещают. А значит, нарушения не было. Следовательно, и штраф платить не за что.

    В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения согласились с тем, что запрета на движение по такой разметке нет.

    Притянуть сюда можно статью 9.7 правил: "Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении". С другой стороны, нарушение пункта 9.7 правил - это уже другая статья КоАП с более строгой ответственностью - 1500 рублей.

    В данной ситуации водитель "строго по полосам" не двигается. Он совершает маневр "перестроение", то есть выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. В приложении 2 к правилам есть запрет на пересечение некоторых элементов горизонтальной разметки. На пересечение "островка" - нет.

    Можно ли считать этот островок не проезжей частью? Из правил этого не следует. "Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Есть требование двигаться строго по полосам, и нет запрета для движения по этому островку.

    Как совершить перестроение, двигаясь строго по полосам? Правила разрешают это сделать через прерывистую линию разметки. Но не запрещают через островок. Кроме того, в правилах нигде не прописано, что на этом островке нельзя останавливаться или парковаться. Именно по этой причине многие пользуются такой возможностью.

    Исключение составляют те островки, которые относятся к перекресткам. Можно расценить стоянку на них, как стоянку именно на перекрестке, а не на разметке 1.16.1, 1.16.2 или 1.16.3.

    Мнения экспертов

    Сергей Смирнов, юрист, редактор журнала "За рулем":

    Правилами дорожного движения установлен запрет на пересечение определенных линий дорожной разметки. Так, к примеру, нельзя пересекать сплошную линию 1.1 (разделяет "встречку") или двойную сплошную 1.3 (разделяет "встречку" на дорогах с четырьмя полосами и больше).

    Про запрет пересечения линий дорожной разметки 1.16.1-1.16.3 (которые обозначают так называемые "островки безопасности") в Правилах дорожного движения ничего не сказано.

    В части же первой статьи 12.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях говорится именно о несоблюдении требований, предписанных разметкой. А раз про пересечение островков безопасности в Правилах ничего не сказано, то и наказание за это не может быть предусмотрено. Практика привлечения водителя к ответственности за данное "нарушение" никакого законного обоснования попросту не имеет.

    Петр Шкуматов, защитник прав автомобилистов:

    В этой ситуации проблема заключается в том, что в Правилах дорожного движения не по всем пунктам есть четкое разделение на то, что можно, а что нельзя. Что называется, догадайся сам. В результате возникают спорные моменты. Конечно, по такому островку нельзя двигаться, на нем нельзя стоять, но это нигде не прописано четко. Поэтому и наказывать за такое нарушение можно, только притянув тот или иной пункт правил. А Верховный суд не раз в своих решениях указывал на то, что в постановлении должно быть четко указано, что именно нарушил водитель.

    Поделиться