Категорически против законопроекта выступил советник президента, председатель Совета Института развития интернета (ИРИ) Герман Клименко. "То, что предлагается депутатами Ленинградской области, никак не закон. Декларация? Может быть. Придумать можно все что угодно. А вот будет ли это работать? Безусловно, нет", - отреагировал он в Telegram. Эксперт предупреждает, что запрет приведет к тому, что подростки будут искать альтернативные каналы коммуникации и уйдут на зарубежные ресурсы. Отследить, чем они там занимаются, будет сложнее. Подобный закон нужен, но он должен иметь "достойный для развития Рунета вид".
Не верит в запреты и министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. Он уверен, что детей надо учить пользоваться безопасным Интернетом, а не создавать для них стерильное информационное пространство. В качестве альтернативы Никифоров предлагает развивать в Сети и в реальной жизни "позитивный контент".
Председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин тоже предупреждает, что фактический запрет на общение подростков в привычных им соцсетях спровоцирует их интерес к обходу запретов или приведет к тому, что они станут вести себя более агрессивно вне Интернета.
Неоднозначно отнеслись к законопроекту и родители. Самые дотошные прочитали текст законопроекта и выяснили, что фактически под запрет попадают не только соцсети, но и электронные дневники и даже страницы в Википедии. Формулировки и определения очень нечеткие, и если представить, что закон будет принят, школьники больше не смогут готовить доклады и презентации дома, разыскивая информацию в Интернете, им придется вспомнить о реальных книгах и энциклопедиях. Иначе родителям будет грозить штраф - до 2000 рублей.
Галина Солдатова, директор Фонда Развития Интернет, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова:
- Я за законы, направленные на защиту детей, но против запретов и тотального контроля, особенно, когда дело касается нового молодого поколения - поколения Z. Подростки имеют права пользоваться всеми возможностями современного мира.
И в реальной жизни всегда есть доля риска. Он неотъемлемое условие развития личности ребенка и его социализации. Поэтому оградить от всего мы ребенка не можем, зато можем ему помочь. Был принят Федеральный закон N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который уже сделал Интернет значительно чище. Проблема в другом. У родителей не хватает знаний, чтобы вовремя предостеречь ребенка об опасности и помочь ему. О программах родительского контроля сегодня знает только каждый пятый родитель. А ведь они не только помогают создать режим работы ребенка за компьютером, но и включают фильтры, которые отсеивают ненужную и опасную информацию. Поэтому очень важны информационно-просветительские программы, которые повышают цифровую компетенцию родителей
И дело уже не только соцсетях. Дети давно осваивают новые возможности общения, в частности, мессенджеры. За прошлый год, например, из Facebook ушел каждый четвертый подросток. У нас, правда, есть сеть ВКонтакте, которая стала центром притяжения для подрастающего поколения. По некоторым данным, там сидит более 16 миллионов подростков в возрасте 14-18 лет. А среди 10-11-летних 88 процентов имеют там свои аккаунты. Но все чаще под контролем родителей, которые "дружат" со своими детьми в соцсетях.
Риски, с которыми подростки сталкиваются в соцсетях, хорошо известны: буллинг (травля и издевательства), груминг (установление дружеских отношений с ребенком для его дальнейшей сексуальной эксплуатации), риск повстречаться с опасным незнакомцем. Но сейчас все чаще информация в соц сетях распространяется через закрытые группы, где происходит много всего неприятного. Сегодня, например, набирают все большую популярность группы, пропагандирующие анорексию среди девочек-школьниц. Еще один очень настораживающий момент - авторами негативного контента все чаще выступают сами дети. Это новая тенденция, которую еще предстоит изучить. А в плане коммуникационных рисков велика опасность вовлечения детей в экстремистские группы. Нам нужно предупреждать детей об этих рисках. Но помнить, что в Интернете они не просто решают какие-то конкретные задачки, а свои жизненные проблемы. Дети поколения Z уже давно живут на два мира, реальный и цифровой. И нам, взрослым, придется это принять.