23.04.2017 19:36
    Поделиться

    Рынок автокаско за два года сократился на 22 процента

    Падение продаж новых автомобилей пагубно сказалось на рынке автокаско: за последние два года он сократился на 22 процента. Это заставило страховщиков сместить акцент на автомобили с пробегом и сконцентрировать внимание на клиентах с богатым опытом вождения, которые намного реже, чем новички, попадают в ДТП.

    "Рынок падает, падают продажи новых автомобилей, падает платежеспособный спрос, - констатирует Антон Легчилин, заместитель генерального директора, главный андеррайтер компании "Энергогарант". - В первом квартале 2017 года сильно упали страховые тарифы и общий размер рынка, соответственно".

    Как уточнила управляющий розничного страхования компании "РЕСО-Гарантия" Екатерина Захарова, за последние два года рынок каско упал на 22 процента по объему собираемых премий. "Резкий скачок курса валют привел к увеличению стоимости запасных частей для автомобилей, в связи с чем страховщики были вынуждены поднимать цены на каско, - говорит она. - В последнее время идет снижение цен на каско".

    Классический полис каско защищает не только от ущерба, но и от угона

    По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам прошлого года в России было продано 1,4 миллиона новых легковых автомобилей. Это капля в море подержанных машин, которых, как подсчитали в агентстве "Автостат", в нашей стране более 40 миллионов.

    "Пока нет предпосылок к восстановлению прежних объемов рынка каско за счет новых автомобилей, мы фокусируем внимание на сегменте подержанных автомобилей, - говорит Сергей Демидов, управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств Группы Ренессанс страхование. - Страховщики конкурируют за водителей с хорошим стажем".

    По словам Антона Легчилина, наиболее убыточны с точки зрения ущерба автомобили, которыми управляют молодые и неопытные водители. Как объясняет Екатерина Захарова, частота страховых случаев по ущербу плавно снижается с увеличением возраста и стажа, чем старше и опытнее водитель, тем меньше страховых случаев с ним происходит. Например, у водителей в возрасте 20-21 года страховые случаи наступают в 2,5 раза чаще, чем у клиентов от 50 до 55 лет.

    Чем меньше риск ущерба, тем дешевле полис. К примеру, страхование нового Hyundai Solaris стоимостью миллион рублей в компании "Ингосстрах" для 50-летнего водителя с 30-летним стажем обойдется в 64 358 руб., а для водителя в возрасте 21 года с трехлетним стажем вождения будет стоить 13 2083 рублей (цена для продукта "Премиум", ущерб+угон, без франшизы).

    Возраст водителя сказывается только на риске ущерба, впрочем, как и возраст самого автомобиля. Правда, во втором случае наблюдается обратная зависимость: чем старше автомобиль, тем выше риски. Ведь новую машину берегут, аккуратнее водят. Поэтому страхование автомобиля с пробегом стоит дороже, чем нового, и чем больше пробег, тем выше цена полиса. Например, в "Ингосстрахе" полис каско для водителя 30 лет на новый Hyundai Solaris будет стоить 79 081 руб., на такой же автомобиль производства 2011 года - 100 205 рублей. В "Ингосстрахе" отметили, что все другие параметры тоже играют роль, поэтому водители для примеров взяты холостые и без детей.

    Между тем, по данным "Автостата", средний возраст легковых автомобилей в России на начало этого года составил 12,9 года. За неимением новых машин страховщики вынуждены расширять охват старых.

    "В докризисный период 60-70 процентов нашего портфеля нового бизнеса составляли новые автомобили. Уже третий год подряд мы страхуем клиентов на новых и б/у автомобилях в соотношении 50 на 50, - говорит Екатерина Захарова.

    Классический полис каско защищает не только от ущерба, но и от угона. И здесь возраст автомобиля работает на него. "Угоняют, как правило, новые автомобили и автомобили не старше 5 лет наиболее популярных марок, - отмечает Антон Легчилин, - но бывают и случаи угона редких авто (на заказ или на запасные части)".

    Прогнозы развития рынка каско на этот год неутешительны. По мнению Антона Легчилина, он снизится на 3-5 процентов. Основные причины - стагнация авторынка и падение страховых тарифов. По итогам 2017 года мы не ожидаем существенного роста рынка каско, основная причина - низкие продажи новых автомобилей, говорит заместитель гендиректора ВСК Александр Абраменко.

    В условиях падения спроса на каско страховщики разрабатывают новые продукты и предлагают клиентам гибкие условия.

    В 2016 году в России было продано 1,4 миллиона новых легковых автомобилей. Это капля в море

    "Мы придумываем различные интересные комплексные страховые продукты, линейка которых начинается от полного каско, включая страхование ответственности, GAP (Guaranteed Asset Protection - гарантия сохранения стоимости автомобиля. - Прим. "РГ") и страхование от несчастных случаев пассажиров и водителя, до страхования только небольших рисков частичного ущерба по вине третьих лиц или только угона/полной гибели транспортного средства, - говорит Антон Легчилин. - Продукты же востребованы все-таки в большей своей части классические - это полное каско (возможно, с небольшой франшизой), с минимальным набором дополнительных опций (чтобы такое страхование было максимально дешевым)".

    По словам же Сергея Демидова, основная и наиболее популярная мера привлечения клиентов сегодня - это франшиза. "За последние 10 лет продажи полисов с франшизой на рынке выросли втрое - с 20 до 60 процентов, - объясняет он. - Франшиза может применяться не с первого страхового события. Есть полисы с усеченным покрытием, которые покрывают только крупные риски".

    Эксперты RAEX считают, что повышение уровня проникновения за счет снижения средней стоимости полиса с франшизой и оживление в сегменте кредитования в результате снижения банковских ставок окажут позитивное влияние на рынок автокаско, и ожидают, что рост премий в этом сегменте в 2017 году составит 11 процентов.

    Поделиться