Главная телепремия Великобритании BAFTA сумела пресечь любую полемику
Телевизионная премия Британской академии кино и телевидения (BAFTA Television Awards), которая, в отличие от кинематографической, оперирует куда более обширной выборкой произведений национального кинематографа, в этом году имела все шансы разыграть самое настоящее дерби практически в каждой номинации. Но - возможно, чтобы снизить накал страстей - до финала в отдельных категориях добрались иногда довольно-таки странные соперники, сравнивать которых сложно не столько по наличию таланта или глубине игры, а вообще по каким бы то ни было параметрам, что сделало бесполезным любые рассуждения о возможных победителях. Выбор из существенно прореженного количества вышедших на финишную прямую претендентов в большинстве номинаций оказался попросту не выдерживающим критики.
Так, наибольшей неожиданностью и оригинальностью было отмечено решение жюри в отношении лучшего актера и лучшей актрисы британского телевидения ушедшего года. По иронии судьбы наиболее яркими работами в этих категориях стали два образа британских монархов - Ричарда III в исполнении Бенедикта Камбербэтча в блестящем сериале по пьесам Шекспира "Пустая корона" (The Hollow Crown) и молодой Елизаветы II, воплощенной Клэр Фой в британо-американской копродукции "Корона" (The Crown). И именно они премии не получили, уступив пальму первенства Адилю Ахтару (драма "Убита моим отцом" / Murdered by My Father) и Саре Ланкашир ("Счастливая долина" / Happy Valley). К слову, "Корона", выдвинутая во многих номинациях, необъяснимо провалилась буквально в каждой из них.
Лучшая женская роль второго плана досталась Вунми Мосаку за роль в картине "Дамилола, наш любимый мальчик" / Damilola, Our Loved Boy, что оставило "Корону" за бортом и в этой номинации. Сразу два актера из вышеупомянутой киноэпопеи не дотянулись до корреспондирующей премии, разыгрываемой среди представителей сильного пола в аналогичной категории, но в данном случае выбор был как нельзя более оправданным - именно благодаря этой номинации "Ночной администратор" (The Night Manager) был вознагражден за свое появление на экранах, и честь эта по праву принадлежит талантливому Тому Холландеру, все чаще в последнее время получающему стоящие роли. Свидетельство тому - первый сезон сериала "Табу" (Taboo) и, хочется надеяться, наконец-то выходящая в обозримом будущем в прокат "Тюльпанная лихорадка" (Tulip Fever).
Выбор в номинации "Лучший драматический сериал" просто вызывает оторопь: даже остроумные автобиографические зарисовки Джеральда Даррелла, не всегда удачно обыгранные в "Дарреллах" (The Durrells) и уступающие метким литературным скетчам одаренного писателя и тонкого ценителя природы смотрелись выигрышно на фоне "Счастливой долины" (Happy Valley), оказавшейся победителем. Ну а то, каким образом "Счастливую долину" можно было предпочесть "Войне и миру" и "Короне", объяснить решительно невозможно.
С мини-сериалами ситуация сложилась похожим образом, но хотя бы не настолько досадно: "Пустая корона" проиграла "Сокровищу нации" (National Treasure), но при всем при этом игра Робби Колтрейна (кстати, потерпевшего ту же участь, что и Камбербэтч в индивидуальном состязании) настолько занимательна, что несуразность сопоставления пьесы Шекспира и сценария безусловно талантливого в своем жанре сценариста Джека Торна ушла даже не на второй, а на третий план.
В категории "Лучший международный сериал" победила "Американская история преступлений: Народ против О. Джея Симпсона" (American Crime Story: The People V OJ Simpson) - куда более обоснованный и непредвзятый выбор, чем (на удивление) то, что произошло в категориях, где главенствовало британское кино.
Что касается "мыльных опер", то и здесь жюри был проявлен здравый разум: "Жителей Ист-Энда" (Eastenders) и "Катастрофу" (Casualty) решительно невозможно награждать в силу почти геронтологической тягостности существования этих проектов с незапамятных времен. И выбор, павший на Emmerdale как нельзя более кстати.
Что касается комедийных сериалов, в фаворитах оказались блеклые "Бездельники" (People Just Do Nothing). Среди односерийных фильмов преференции снова оказались на стороне "Дамилолы, нашего любимого мальчика" (Damilola, Our Loved Boy). Зато без сомнения прекрасная научно-популярная "Планета Земля II" (Planet Earth II) взяла аж две премии - за лучшую научную программу и специальный приз компании Virgin.
Таким образом, если телевизионная BAFTA захотела обойти в своей абсурдности "Оскар" этого года, ей с лихвой это удалось. И речь даже не о лицемерных завываниях с неизменным уклоном в ту или иную ипостась политкорректности и не о выборе на основании куда более мутных и надуманных критериев, чем вполне объективный профессионализм. Просто складывается такое впечатление, что под разговоры об угнетении, недостаточном представительстве тех или иных групп населения на экране экспертное сообщество получило возможность принимать безосновательные решения и без зазрения совести на публике сводить свои мелкие счеты с коллегами, не боясь, что это нехитрое обстоятельство изобличат. Потому что при "мультикультурности" критериев нового времени это попросту невозможно.
Полный список победителей можно посмотреть здесь.