Единственная трасса, соединяющая Затон с соседним селом Нововаршавка, оказалась полностью затоплена.
- Насыпную дамбу прорвало, и вода хлынула во дворы, - рассказала "РГ" сельчанка Марина Ханова. - На протяжении нескольких часов мы пытались противостоять стихи самостоятельно. Мужчины взяли в руки лопаты, но справиться с потоком воды не получилось. "Грунтовка" затопила подполья и того и гляди зайдет в дома.
- Вода прибывает со всех сторон, - говорит староста поселка Лариса Воронова. - Если вчера по улице еще можно было пройти в резиновых сапогах, то сегодня только в броднях.
От переживаний у стариков поднимается давление, но в поселке до сих пор нет ни медиков, ни скорой помощи.
В Затон срочно выехала оперативно-спасательная группа. Поселок в экстренном порядке готовят к эвакуации. Когда подобраться к домам станет уже совсем невозможно, спасатели заведут бронетранспортер.
- В ближайшее время из Нововаршавки в Черлак будет доставлен плавающий гусеничный вездеход, - сообщил "РГ" руководитель ГУ МЧС России по Омской области Владимир Корбут. - Пока прогноз продолжает оставаться неблагоприятным. Вода преодолела уровень в 599 сантиметров и поднимается дальше.
Из-за высокого паводка в Омской области объявили режим чрезвычайной ситуации. В Нововаршавке для жителей Затона уже подготовили пункт временного размещения и организовали горячее питание.
Между тем, стоит отметить, что поселок, в котором осталось всего около сорока дворов, ежегодно уходит под воду. Однако власти не торопятся признавать населенный пункт зоной затопления. Несмотря на то, что с 1966 года поселок пережил 13 наводнений и несколько чрезвычайных ситуаций.
После наводнения в 2013 году, когда затопленный Затон отстаивал от Иртыша целый эшелон, чиновники наконец задумались о закрытии опасного для жизни населенного пункта. Несколько десятков сельчан смогли переехать в Черлак по программе расселения из ветхого и аварийного жилья, но у 37 затонцев дома оказались благоустроенными и слишком добротными. В результате их бросили в "расселенном поселке" практически на произвол судьбы.
- В основном в Затоне остались одинокие пенсионерки и вдовы, - рассказывает Лариса Воронова. - Самостоятельно перебраться на большую землю старикам не под силу. За наши дома в старице реки никто не даст и ломаного гроша.
Чиновники не скрывают, что многострадальный поселок, доставшийся районной администрации от обнищавшего речного флота, давно стал для них тяжким бременем. Содержание дороги и переправы съедает значительную часть местного бюджета. Зимой 37 домов приходится отапливать отдельной угольной котельной, убытки от которой превышают два миллиона рублей. При этом каждый сельчанин ежемесячно платит за тепло от 6,5 до 7 тысяч рублей. Каждое лето коммунальщики пытаются "заморозить" дорогостоящую котельную, но шестнадцатый год подряд жильцы по осени устраивают забастовку, отстаивая свое право на отопление. Коммунальщиков берут измором.
- Нас спасает интернет, - говорит Лариса Воронова. - Собираемся все вместе и начинаем писать во все инстанции. Раньше отправляли депеши почтой - эффекта не было. Теперь обращаемся напрямую и в приемную президента, и к уполномоченному по правам человека. Только тогда котельную запускают и нам дают тепло.
Специальная межведомственная комиссия неоднократно обсуждала, что делать с транспортными и жилищными проблемами затонцев.
- Анализируя все обстоятельства жизнеобеспечения указанного жилого массива администрация пришла к выводу о том, что единственным и рациональным решением данных проблем является расселение Затона, - считает глава Черлакского городского поселения Аркадий Казачук. - Мы неоднократно обращались в вышестоящие инстанции с просьбой подготовить необходимые документы в целях недопущения социальной напряженности.
Руководители профильных ведомств в беседе с журналистами заявляют, что люди сами отказываются покидать "насиженные места".
- Это неправда, - возмущаются сельчане. - Мы провели сход, на котором жители Затона стопроцентно проголосовали за переселение. Соответствующие письма под подпись были вручены каждому руководителю ведомства. К тому же на те деньги, которые власти ежегодно тратят на спасение нас от паводка, давно можно было построить целый микрорайон.
Впрочем, как следует из официальной переписки межведомственной комиссии, границы затопления Затона "продолжают определяться".