Отряд назван в честь погибшей девочки и изначально создавался для поиска потерявшихся детей. Но сегодня не дети, а старики составляют большую часть заблудившихся. И в разговоре с Екатериной я намеренно сделал акцент на поиске пожилых.
Я заблудился. Как себя вести, чтобы облегчить работу спасателям?
Екатерина Гогина: Первое: собираясь в лес, не надо надевать темную или камуфлированную одежду. Если у вас нет яркой куртки, то купите жилет строителя. Он стоит 200 рублей. В нем вы будете заметнее, в том числе и с воздуха.
Второе. Нужно брать с собой мобильный телефон. Обязательно! Пускай это будет самый простой телефон, даже не смартфон, главное, чтобы с заряженной батареей. Некоторые не берут его с собой в лес, потому что боятся потерять! Но вдумайтесь: как можно опасаться потерять телефон и при этом совершенно не бояться потеряться самому?!
И третье: прежде чем уходить в лес, нужно сообщить друзьям или родственникам, куда ты идешь, как надолго. Позвоните соседу, брату, свату, детям: иду туда-то, вернусь спустя столько-то часов. Если человек в назначенное время не вернулся, то должен быть кто-то, кто поднимет тревогу.
Допустим, я заблудился, но телефон сеть ловит. Куда звонить?
Екатерина Гогина: Только не родным и близким - сначала набираешь 112. Если в твоем регионе нет 112, то звонишь в полицию.
У вас есть телефон "горячей линии"?
Екатерина Гогина: Есть: 8-800-700-54-52. Но 112 запомнить проще. Служба 112 все "лесные" заявки передает сразу нам. В Москве и области информация о пропавшем дойдет до нас в любом случае, на какой бы из двух номеров ты ни позвонил. Так что звоним и говорим, что потерялись. При необходимости мы прибегаем к помощи наших коллег из вертолетного отряда "Ангел".
Почему не нужно приоритетно обзванивать всех родственников? Да просто потому, что будет много эмоций, долгие переговоры и объяснения. В результате мало толка и разряженная батарея телефона.
Обывательская реакция: бабушка в назначенное время из леса не вернулась, но, может, ничего страшного? Я забью тревогу, а она через час придет. И меня оштрафуют за ложный вызов спасателей и вертолетов?
Екатерина Гогина: Никаких штрафов! Человек потерялся в лесу, и чем раньше вы заявите, тем больше шансов, что потерявшегося найдут живым. Некоторые считают, что заявление в полиции примут только по истечении трех суток - этого правила уже сто лет даже в полиции нет! Они сразу начинают искать. И звонок на 112 - это тоже заявление в полицию. И нельзя так рассуждать: а вот человек сам найдет дорогу, ну чего я буду людей беспокоить?.. А если не найдет? У меня был трагический случай: в Клинском районе Подмосковья две соседки пошли в лес. Одна вспомнила по дороге про неотложные дела и вернулась домой. Вторая не вернулась. Соседка заявила только на третьи сутки. Так и сказала: "Боялась беспокоить". Пропавшая была одета в камуфляжную куртку и такие же штаны, оставшиеся ей от мужа... Ее так и не нашли.
А почему не найти бы заблудившегося по сигналу его телефона?
Екатерина Гогина: Сотовые операторы обременены законом: не имеют права распространять личные данные абонента. Полиция может получить такие данные только по решению суда. Сейчас пытаются внести изменения в закон. С тем, чтобы при обращении человека напрямую в службу 112 его можно было локализовать без решения судьи.
Я вас правильно понял: даже если на озере тонут дети, полиции для отслеживания их телефонов нужно решение суда?
Екатерина Гогина: Да, но в таком случае, скорее всего, решение суда будет вынесено немедленно. А вот в случае пропавшей бабушки суд мгновенно не отреагирует. Слишком много потерявшихся. В августе 2016 года в Москве у нас в день было 39 заявок на поиски пропавших!
Вот я осознал, что не могу найти дорогу домой. Мои действия?
Екатерина Гогина: Оставайтесь на месте. Вы уже заблудились, вы уже не понимаете, где находитесь. И чем больше вы хаотично будете двигаться, тем усугубляете ситуацию. Начинается паника, хождение по кругу. Теряете силы. Очень часто из-за страха люди идут напролом, потом мы находим их в таких буреломах, что просто удивительно, как туда кто-то додумался залезть.
И запомните: ночью никаких передвижений по лесу. Дорогу не найдете, просто поломаете руки-ноги, выколете глаза.
Если все-таки связь есть, что нужно сообщить оператору в первую очередь? Волнуясь, пожилой человек обычно начинает много говорить, расходуя драгоценную батарею.
Екатерина Гогина: Сообщить надо оператору 112 фамилию и имя, откуда вышел и во сколько, возраст, состояние здоровья. Если помнишь - телефоны родных. Дальше - все от состояния батареи.
Смеркается. Попытаться заснуть? Или, напротив, лучше бодрствовать?
Екатерина Гогина: В принципе у взрослых людей достаточно чуткий сон, поэтому спать не возбраняется. Другое дело, что в первые сутки 90% людей заснуть в лесу не смогут. Очень страшно.
Мы проводили эксперимент: тренировочный поиск. Я ушла с напарником на ночь в лес. Жгли костер. А нас искали. Я вам могу сказать, что даже при костре вдвоем в лесу очень некомфортно. Спать невозможно. Но на вторые сутки силы покинут, уснешь.
А имеет смысл время от времени кричать, звать на помощь?
Екатерина Гогина: Просто кричать в принципе бесполезно. Если мы примерно поняли район поиска и заводим туда группу, то сами позвоним и предупредим: прислушивайтесь, вас будут звать, откликайтесь.
Если заблудились вдвоем, то нужно ли держаться вместе? Или разойтись в разные стороны, повысив шансы найти дорогу или подмогу?
Екатерина Гогина: Ни в коем случае не разделяться. Не надо идти, держась за руки, можно расширить зону поиска дороги. Но не упуская друг друга из поля зрения и перекрикиваясь.
И пользуясь случаем, обращусь к пожилым. Если вам много лет и вы берете с собой малолетних внуков, то должны понимать, что подвергаете их риску.
Как отличить спасателя от человека, с которым в лесу лучше не встречаться? Волонтеры, скажем, "Лиза Алерт" всегда в ярких куртках, с эмблемой?
Екатерина Гогина: Не всегда. Могут быть в любой одежде. Когда нас дети спрашивают: "А с кем можно выходить из леса?" - мы отвечаем: "Из леса можно выходить с любым человеком". Какой бы ни был риск, но лучше рискнуть, чем остаться в лесу.
Фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь", получивший Приз жюри на недавно завершившемся 70-м юбилейном Каннском кинофестивале, выходит в российский прокат 1 июня. Значительная часть картины, в которой рассказывается история пропавшего мальчика, посвящена волонтерам. "Замысел фильма родился только благодаря тому, что мы узнали об их деятельности", - сказал Андрей Звягинцев на пресс-конференции в Каннах.
Андрей Звягинцев: Мне нравится думать о будущем России. В Москве около тысячи волонтеров. И они трудятся бесплатно, не получают денег, поскольку это - героические люди. Все работают, и, если в свободное от основной занятости время у них есть час, два, ночь или день, они будут искать. Поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт" очень нам помог. А мы в итоге все обмундирование поисковиков, что использовалось в фильме, передали им в дар. Председатель организации говорит, что по России ежедневно пропадает примерно один "Боинг" - столько людей. И это только те, кто обратились за помощью. В 2016 году пропало шесть тысяч людей, и 80 процентов они нашли.