Альбом Nine Inch Nails 2013 года: Терминатор-фанк

К 2013 году поп-индустриальный корректор своего тела (от субтильно-накрашенного образа в клипах 90-х до мускулистого образа хоррор-порноактера на протеинах, начиная с 2000-х) и сторонник свободного доступа к музыке, лидер группы Nine Inch Nails Трент Резнор подошел уже сформировавшейся личностью. Его имя достаточно узнаваемо в массовой культуре, жена вместе с ним музицирует в нуар-нойз-проекте How To Destroy Angels, в списке контактов среди близких друзей можно найти гламурную черную икону 90-х Мэрилина Мэнсона, культового режиссера Дэвида Финчера, почившего хамелеона смены сценических образов Дэвида Боуи и других не менее значимых представителей шоу-бизнеса.

Помимо этого, Резнор пишет киномузыку совместно с другим техническим новатором и исследователем природы звука Аттикусом Россом, получив "Оскар" за музыкальное сопровождение к фильму Финчера "Социальная сеть".

"Википедия" уверяет, что в 1997 году Резнор вошел в список самых влиятельных людей года по версии журнала Time.Его имя искаженно маячит в фильме "Машинист" (главного героя именуют Тревор Резник), сценарий которого написан горячим поклонником бессменного лидера Nine Inch Nails.

Как и в случае с любым героем журналов и переписанных аудиокассет, некоторые масс-медиа продолжают продавать его самодеструктивный образ прошлых лет, к которому Трент, в силу нарастающего опыта и социального статуса седин, уже не имеет прямого отношения. Разве что по-прежнему старается не смотреть в глаза собеседнику.

В итоге вместо возможного наркотического некролога в 2013 году наш герой выпускает альбом Hesitation Marks, где на передний план (вместо криков и крови на зубах ранних записей) выходит более зрелая и слегка неуютная атмосфера и сумерки в углах даже самого медоточивого трека. Подростковый негатив переливается теперь красками экзистенциальных причитаний а-ля Раст Коул из "Настоящего детектива", аранжировки и тексты уже не отражают желание вырваться из своей мясной избушки различными членовредительскими методами, зато имеется здоровое желание осознания себя в мире, где ты несешь отцовскую ответственность за других.

Резнор всегда серьезно относится к технической стороне любой своей работы. Не даром его, занимавшего в свое время пост креативного директора в компании Beats Music, приглашали в компанию Apple для создания музыкального приложения, но стороны не сошлись в этических вопросах. И как раз где-то в паузе между всеми переговорами и рождениями детей/идей группа Nine Inch Nails выпускает альбом.

Работу, которая, по словам Трента, писалась "практически на коленке", легко можно обвинить в признаках исчерпанности автора, в некоторых моментах невольно вторящего самому себе. К примеру, Disappointed структурой почти вторит боевику Came Back Haunted. Особенно отчетливо это выражено в гармониях припева.

Однако не для критиков пишутся такие альбомы, особенно когда речь заходит о весьма интересном формате выпуска. Запись была выпущена в двух вариантах: аудиофильском и стандартном. Аудиофильский вариант - это элитная эротика звука, настоящая материализация божества десертной патоки для ушей, не знавших иной родительской любви, кроме mp3 и прочих бюджетных вариантов прослушивания музыки. Каждая композиция на альбоме подвергалась мастерингу отдельно, что позволяло сосредоточить больше внимания на нюансах. Например, в основной версии громкость выведена, с большим количеством басов. Аудиофильская жертвует громкостью, сосредоточившись на натуральности звучания и нюансах реверберации.

Впрочем, инженеры утверждают, что ни в коем случае не стоит их сравнивать - это две качественные работы, просто вместе позволяют оценить альбом с разных сторон.

Очевидно, что перед нами вырастают каноны заботы о своем продукте и слушателе одновременно, ведь мало кто так старается порадовать розовые ушки какого-нибудь мрачного мучачо из Техаса. Резнор не только призывает "воровать" свою музыку, но и выкладывает разобранные на запчасти треки для работы в любимой программе Трента AbletonLive на своем сайте, поощряя поклонников создавать ремиксы на композиции группы.

К деталям альбома действительно нет претензий - мастерство Резнора в микромелодике запоминающихся "крючков" (врезающихся в голову кусочков композиции) известно давно (переливающийся звук меллотрона в балладном вое на Луну в Find My Way, считалка в Came Back Haunted и т.д.), каждая нота очерчивает около себя круг, за который нечисть фальши просто не выживает. Гитарные соло в их традиционно-занудном варианте повторения гитарного грифа отсутствуют, что позволяет добиться убедительности в минималистичной атмосфере альбома.

Если углубиться чуть дальше, то можно найти и джазовые корни. К примеру, стоит сравнить студийную версию композиции All Time Low и ее концертную вариацию, с фигуристыми бэк-вокалистками, дабы ощутить, как она пропитана джазовым духом.

Больше лишь в тирамису коньячного ликера.

На самом деле неслучайно к синглу Came Back Haunted клип снял седой кумир Трента - Дэвид Линч, перед началом которого мило и с заботой социального работника упреждается, что чувствительным внимать картинке клипа ну никак нельзя. Но если всматриваться в альбом как в цельную картину чуть дальше и дольше, то почти все треки складываются больше даже не в атмосферный лаунжевый джаз с подтекстной мрачностью взросления, а, скорее, в космический гитарный турбофанк а-ля Принц, вставшего на скользкий путь синефильски озабоченных неонуарных ретрофутуристов (во всем альбоме - от звука до микроэлементов построения композиции, - ощущается опыт работы Трента в киноиндустрии - все вылизано и невероятно профессионально обработано).