Новости

02.07.2017 15:50
Рубрика: Культура

Невеселый Роджер

Посмотрел-посмотрел Роджер Уотерс на недавний творческий бум заклятого экс-коллеги Дэвида Гилмора - да и записал новый полноформатный альбом, которыми не баловал нас уже ой как давно (опера Ca Ira - не в счет, да и ей уже целых 12 лет).

Гилмор, напомним, подвел изящную черту под всей историей Pink Floyd финальным альбомом The Endless River, закрыл лавочку и со свободными руками и душой принялся за эксперименты. Эксперименты настолько же отдаленные от пикфлойдовщины любого периода, насколько были далеки от нее старинные пластинки Уотерса. И хотя преданным фанатам и ряду критиков Rattle That Lock пришелся по душе, неожиданная для работы такого мастера, но от этого не менее явно ощутимая нехватка глубины заставила многих поклонников вернуться к очередному переслушиванию классического гилморовского On an Island (где он придерживался канонов позднего Pink Floyd) или того же The Endless River.

Вероятно, Уотерс решил действовать от противного (вполне в духе отношений бывших коллег по группе) и, радикально обновив состав аккомпанирующих музыкантов, выпустил пластинку, в которой презрение к экспериментаторству демонстрируется почти что с вызовом. В альбоме Is This the Life We Really Want? не просто не предпринято ни единого шага в сторону от звука Pink Floyd золотого времени - некоторые песни целиком состоят из цитат нетленок семидесятых - вплоть до хорошо знакомого собачьего лая и телефонных гудков.

То, что альбом получится донельзя "ностальгическим", стало ясно еще после выхода сингла Smell the Roses. Возьмите Have a Cigar, разбавьте ее вставками Welcome to the Machine и настроением Animals - вот вам и Smell the Roses. Релиз это подтвердил полностью: при прослушивании нового диска Уотерса постоянно обнаруживаешь уши и другие части The Dark Side of the Moon, Wish You Were Here, Animals и The Wall. Названия первых двух треков - When We Were Young и Deja Vu как будто с нарочитой иронией подчеркивают характер всего произведения.

Впрочем, ретроградствует товарищ Уотерс только в вопросах формы, которой, конечно, овладел в совершенстве - так что слушателям жаловаться не на что (кроме отсутствия хоть какой-нибудь оригинальности, разумеется). Содержательно же Is This the Life?.. предельно актуален, идеологически заряжен, остросоциален и политически яростен.

Отталкиваясь от меланхоличных воннегутовских размышлений на тему "если бы я был Богом..." ("... я бы справился лучше"), Уотерс обрушивает свое негодование и на абстрактные пороки рода человеческого, и персонально - на вполне конкретных его представителей. Например, злосчастному Дональду Трампу (ну не дает уроженцам Британских островов покоя американский президент) достается дважды - и в колкости в его адрес Уотерс постарался вложить всю свою левацкую удаль. И, в общем, надо признать, ему вполне удалось: заглавная песня и композиция Picture That по боевитости, накалу и надрыву дадут фору многим юным борцам с людоедской капиталистической системой. У заслуженного ветерана войны против всего плохого им есть чему поучиться.

Все, конечно, сводится к простому гуманистическому посылу, за который мы всегда прощали пылкому и не стареющему сердцем (в чем мы теперь снова убедились) Уотерсу его эмоциональность и заблуждения в некоторых частностях. Название альбома, похоже, неслучайно перекликается с песнями Фредди Меркьюри Is This the World That We Created? и There Must Be More to Life Than This (на этот раз без намеков на полемику, как в случае с It’s a Miracle), только размышления Уотерса о прошлом, настоящем и будущем человечества куда мрачнее, а выводы - пессимистичнее. И удивляться тут, конечно, нечему.