Ферму в селе Пычас Малопургинского района Удмуртии начали строить в 2014 году, после того как инвестпроект одобрило правительство Удмуртии. Уже тогда к бизнес-плану общественность отнеслась неоднозначно, а эксперты комментировали: на рынке проблем с мясом нет, особенно с птицей, а сама по себе индейка - довольно специфический продукт.
Инвестировали в ферму 927,5 миллиона рублей, из которых 205,7 миллиона - собственные средства "Аскора", а 721,8 миллиона - кредиты "Россельхозбанка". При реализации проекта предприятие и правительство республики заключили договор о государственно-частном партнерстве (ГЧП). По нему кабмин региона единовременно выделял "Аскору" из бюджета Удмуртии 27,5 миллиона рублей. Взамен бизнес должен был построить и передать на баланс районов линию электропередач и два газопровода.
Предприятие планировало выращивать в год более полумиллиона индюков, а производство мяса к 2017 году должно было составить 6 тысяч тонн. Однако в 2016-м на ферме произвели 2,2 тысячи тонн мяса, план на 2017-й - 2,3 тысячи.
Вместе с тем, начиная с прошлого года, на предприятие посыпались иски о взыскании долгов, а также о признании "Аскора" банкротом, но до этого пока не дошло. Гендиректор компании Игорь Чо рассказал "РГ", что финансовые трудности у них начались еще в процессе строительства комплекса. Среди причин возникновения проблем: эпидемия птичьего гриппа в 2016-2017 годах, которая привела к нарушению цикличности завоза молодняка индейки из Германии, непредоставление "Россельхозбанком" в 2016-2017 годах запланированных кредитов на пополнение оборотных средств, из-за чего компания вовремя не могла закупать молодняк. Также сказались изменения в законодательстве в 2016 году о предоставлении субсидий на возмещение части уплаченных процентов по кредитам (общество недополучило субсидии из бюджета региона) и претензии при вводе объекта в эксплуатацию со стороны управления ветеринарии и управления Россельхознадзора, что привело к отставанию по срокам начала производства.
Сложность финансовой ситуации бизнеса по производству индюшатины в Удмуртии правительство региона не смутила, и в июне текущего года врио главы республики Александр Бречалов сообщил: субсидии быть.
- Мы внимательно все просмотрели, решили, что возьмем обоюдные риски с банком ("Россельхозбанком". - Прим. "РГ"), попробуем поддержать проект. Договорились, что со стороны бюджета мы предоставим субсидию до 30 миллионов рублей на закрытие кассовых разрывов, - сказал Бречалов.
Окончательная сумма субсидии, которую предоставят "Аскору", пока неизвестна.
В пресс-службе главы и правительства региона это решение пояснили тем, что кабмин в целом поддерживает АПК Удмуртии в рамках соответствующей госпрограммы. "От "Россельхозбанка" мы, в свою очередь, ждем снижения процентной ставки для предприятия по одному из очень сложных кредитов", - уточнили в пресс-службе.
Тем временем председатель правления "Россельхозбанка" Дмитрий Патрушев заявил, что у него имеются большие вопросы к управляющим проекта.
"Мы однозначно заинтересованы, чтобы проект вошел в нормальную стадию, чтобы не было просроченной задолженности. Надеюсь, что с помощью администрации мы этот вопрос решим, хотя есть определенные вопросы к менеджменту компании", - сказал Патрушев.
Эксперты к идее помочь бизнесу, который испытывает такие проблемы, также отнеслись скептически. По словам депутата Госсовета Удмуртии Юрия Бычкова, государство ни при каких обстоятельствах не должно помогать тем, чье дело находится в нежизнеспособном состоянии. Особенно в случаях, когда финансы самого региона и так ограничены.
- Когда государство должно помогать предпринимателям? Если предприниматель берет на себя часть работы или расходов. Допустим, кто-то помимо реализации основного инвестпроекта построит бассейн, а государство потом возьмет на себя его содержание, то же самое касается детсадов, школ. А здесь люди попробовали создать фирму, она у них не получилась, и почему бюджет должен им помогать? Непонятно, - сказал Бычков. - Не нужно поддерживать за счет бюджета то, что погибает.
В противном случае, по его мнению, все будут видеть в этой сделке коррупционную составляющую. "Даже если ее там нет, все будут об этом говорить. Возможно, начнут чаще обращаться за помощью к правительству и будут ссылаться на то, что вы этим же помогли, дайте и нам", - подытожил депутат.
Александр Прасолов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртии:
- Если посмотреть опыт зарубежных стран, то сельское хозяйство исправно получает поддержку: и субсидии, и дотации. Главное, чтобы компании потом на прибыльность выходили. Но чтобы решить вопрос о предоставлении субсидий, нужно изучать экономику не конкретного предприятия, а сектора в целом. Сейчас многие предприниматели придерживаются позиции, когда помогать не надо вообще никому, чтобы все находились в максимально равных условиях. Кто нашел путь к получению господдержки, потом регулярно этим пользуется, а кто работает сам, часто даже и не знает, что есть какие-то виды помощи.