6 - 7 сентября 2017 владивосток
05.09.2017 13:25
Текст: Вадим Заусаев (научный руководитель Дальневосточного института рынка при Минвостокразвития РФ, д.э.н.)

Есть куда приложить силы и капитал

Частный бизнес может участвовать и в крупных инфраструктурных проектах
На Дальнем Востоке есть колоссальные возможности для бизнеса, для инвестиций. Но надо четко определять приоритеты и понимать, что государство должно поддерживать деловую активность - либо в виде государственно-частного партнерства, либо с помощью механизмов территорий опережающего социально-экономического развития или свободных портов. И, конечно, власти обязаны постоянно отслеживать действие этих механизмов и ежегодно вносить коррективы, совершенствуя их.

Сегодня много говорится о необходимости развивать отрасли с высокой добавленной стоимостью. Но на Дальнем Востоке в силу значительных издержек производства товары глубокой степени переработки оказываются неконкурентоспособными.

Опыт плановой экономики и годы рыночного хозяйствования показали, что проблема дальневосточного удорожания может быть решена на основе производства лидирующего продукта, то есть товара, находящего спрос на отечественных и мировых рынках вне зависимости от повышенных затрат на его производство. Этими характеристиками могут обладать продукты, имеющие редкие (уникальные) свойства, содержащие природную или интеллектуальную ренту. В Республике Саха (Якутия) таковыми являются алмазы, в Сахалинской области - нефть и газ, на Чукотке - золото, в Хабаровском крае - военные самолеты.

Если проанализировать крупные инвестиционные проекты, реализованные на Дальнем Востоке в рыночный период, четко видно: основные масштабные проекты, осуществленные за эти годы, - инфраструктурные - в сфере энергетики и транспорта, и выполнены они за счет финансов госкорпораций и госбюджета. Частный же бизнес вкладывает средства в рентные, ресурсодобывающие производства и первичный передел.

Даже с учетом новых реалий прослеживается известная тенденция - естественную основу воспроизводства регионального хозяйства, которое по плечу частному бизнесу, должны составлять традиционные сырьевые отрасли специализации, обладающие конкурентными преимуществами и возможностями функционирования на коммерческих принципах. Они могут быть дополнены перерабатывающими переделами.

Бизнесу надо помогать, и прежде всего помогать снижать издержки. ТОРы и СПВ уменьшают затраты примерно на десять процентов

Вряд ли в обозримом будущем они будут глубокими, но определенный рост добавочной стоимости они все же обеспечат.

Принципиальным здесь является расширение до промышленных масштабов искусственного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, прежде всего рыбных и лесных.

Сейчас очень перспективные направления - марикультура и разведение рыбы. К тому же сроки возобновления этого ресурса относительно невелики: лосось вернется через четыре года, примерно за такой же период - от двух с половиной до четырех лет - вырастет гребешок.

Воспроизводство леса - более длительный процесс, для него потребуется, минимум, 40-50 лет, но и он не менее перспективный.

Существенно увеличить добавленную стоимость и расширить рынки сбыта имеет возможность угольная отрасль при развитии обогатительных технологий. Растущая нефтегазодобыча и благоприятная конъюнктура в АТР позволяет развивать на Дальнем Востоке нефте- и газохимию.

Еще одна группа направлений, на которые инвесторам следовало бы обратить внимание, - обслуживающие отрасли: строительство, энергетика, транспорт. Сегодня все это в основном берет на себя государство.

4 года требуется для возобновления рыбных и прочих морских ресурсов

К примеру, Бурейскую ГЭС построила государственная корпорация, Нижне-Бурейскую - также. Дороги прокладываются главным образом за бюджетные деньги. Но, думаю, на принципах ГЧП и частный бизнес может участвовать в подобных проектах. Как государственно-частное партнерство перспективно и обслуживание океанических отраслей: судостроение и судоремонт вполне может стать точкой приложения предпринимательских сил и капитала.

Но бизнесу надо помогать, и прежде всего помогать снижать издержки. ТОРы и СПВ - как раз неплохие механизмы для этого. Мы подсчитали, что они уменьшают затраты примерно на десять процентов. Поэтому действие таких инструментов следует расширять - разрешать становиться резидентами территорий опережающего развития не только новым предприятиям, но и тем действующим бизнесам, которые расположены сегодня на дальневосточной территории.

Что касается остальной экономики Дальнего Востока, считаю, что льготы надо распространить на весь бизнес макрорегиона. Чтобы не потерять налогооблагаемую базу дальневосточных субъектов РФ и муниципалитетов, необходимо ввести порог отсечения по налогам и сборам, приняв за основу последние два-три года.

Экономическая политика в округе требует существенной корректировки. Прежде всего не надо гнаться за рабочими местами вообще. Необходимо поддерживать проекты, ориентированные на высокопроизводительные кадры, то есть на трудосбережение и эффективность. А это знечит, что необходимо модернизировать производства, повышать престижность рабочих мест и заработную плату. Пример тому - опыт нефтегазовых проектов "Сахалин-1", "Сахалин-2". Именно такими проектами необходимо наполнять территории опережающего развития и свободный порт Владивосток.