Беда, случившаяся 21 августа в центре Ростова, затронула судьбы 650 человек, именно столько ростовчан в результате пожара лишились крова и всего имущества. Что касается имущества, это, как говорится, дело наживное. Хоть и не сразу, но можно купить телевизор, холодильник, посуду, одежду и мебель. Тем более сотни неравнодушных людей до сих пор несут вещи, продукты и белье в уже переполненные пункты приема гуманитарной помощи. По 50 тысяч рублей на каждого члена семьи совокупно выделено из городской и региональной казны.
С 27 августа распределяется еще 80 миллионов рублей, поступившие в регион по решению правительства России. В среднем каждый пострадавший получит еще сто тысяч рублей. Но главное сейчас - квартирный вопрос.
У большой семьи Дмитрия Петрова на улице Седова сгорело два дома. В одном он родился и вырос, и там до пожара жили его родители. А рядом, на тех же четырех сотках, он возвел еще один - для своей растущей семьи. Старшей дочери Александре - 15 лет, а младшему, Льву, четвертому по счету, - всего полгода. Дом выстроил в три этажа, на последнем обустроили спортзал для тренировок детей, который потом переоборудовали в детскую - пришлось утеплять и проводить коммуникации. Даже миллион рублей в кредит взяли.
- В итоге получился не дом, а игрушка, - вспоминает Дмитрий. - Пятнадцать лет росли и крепли, а остались у пепелища.
Теперь перспективы семьи теряются в дыму пожара. Дело в том, что глава семьи не переоформлял на себя дом, все оставалось в собственности отца. Таким образом, у всей их сгоревшей недвижимости сейчас один собственник, и вряд ли он получит эквивалентное ее реальной стоимости возмещение.
Не менее сложная ситуация и у многих других семей. Всего на площади десять тысяч квадратных метров располагалось более 120 строений, из них более 80 - жилые дома. Район, один из самых старых в городе, застраивался хаотично. Наряду с деревянными и саманными барачными постройками здесь стояли и добротные кирпичные дома. При этом такой же хаос представлял собой и юридический статус как домов, так и участков.
Безусловно, помочь погорельцам могли бы заранее приобретенные полисы страхования квартир, домов и гаражей, которые предлагают большое количество компаний в Ростове-на-Дону. После пожара это помогло бы в сжатые сроки получить необходимые деньги на ремонт или приобретение новой недвижимости. К сожалению, как всем известно из поговорки, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. И ни одно из сгоревших строений не было застраховано. "У нас в России вообще не принято страховать свои дома", - говорит на это Дмитрий Петров. У большинства потенциальных страхователей - физических лиц еще с советских времен, когда существовал монополист-страховщик, сложилось убеждение, что это долгое, муторное и бюрократически запутанное дело. В то время как правила игры на самом деле давно упрощены.
- Если заранее озаботиться покупкой полиса, то можно сделать это достаточно быстро, даже через сайт компании, и заплатить всего от 1000 до 4000 рублей в год, - сказал "РГ" официальный представитель одной из страховых компаний Юрий Нехайчук.
Правда, есть у этой медали и обратная сторона: далеко не каждый дом берутся страховать. И если это деревянный или саманный флигель, то его владельцу, скорее всего, откажут в оформлении полиса.
Чтобы помочь разобраться в том, кто и на что имеет право, практически сразу же после пожара в Ростове был создан единый центр правовой помощи погорельцам, который работает ежедневно с 9 утра до 17.00 на улице Станиславского, 302. За первые несколько дней туда уже обратились 120 человек, с помощью юристов было составлено около 50 дел по каждому домовладению.
- Ежедневно в центр приходят от 20 до 50 пострадавших. Здесь дежурят лучшие специалисты в сфере земельных отношений и градостроительства, которые оказывают абсолютно всю необходимую правовую помощь - от сбора документов, консультирования, подготовки справок и заявлений до обращений в суд. После обращения гражданина его информация сверяется с данными, представленными органами госрегистрации, - прокомментировал работу центра председатель Заксобрания Ростовской области Александр Ищенко.
Также сформирована группа из 15 адвокатов - членов адвокатской палаты, которые будут не только консультировать пострадавших, но и представлять их интересы в суде.
- Мы предполагаем, что потребуется большое количество судебных исков, поэтому основная наша задача сейчас - это обобщить все вопросы граждан, провести их анализ и составить необходимые документы, с которыми можно будет впоследствии обращаться в суд, - рассказывает президент адвокатской палаты Ростовской области Алексей Дулимов.
Сейчас все обращения граждан можно отнести к 7 - 8 типовым ситуациям. Кто-то прописан в домовладении, пострадавшем от пожара, но проживал в другом месте, кто-то, наоборот, проживал здесь, но зарегистрирован в другом районе. У кого-то документы на собственность оформлены неправильно, у кого-то вообще они отсутствуют, так как сгоревший дом являлся самостроем. Еще одна проблема актуальна для многих: люди не успели вступить в наследство. Чтобы помочь таким семьям, к работе правового центра привлекли нотариусов.
Следующий этап - предоставление квартир тем, кто сможет юридически доказать, что потерял в огне свое единственное жиль. По словам главы города Виталия Кушнарева, в администрации разрабатывают механизм, который позволит решить квартирный вопрос. По заявлению чиновника, скорее всего, это будут жилищные сертификаты. Пока же часть ростовчан, оставшихся без крова, живет у родственников, около 150 человек переехали в гостиницы, четыре семьи заселились в муниципальные квартиры маневренного жилого фонда.
Роман Лежнин, член Совета РРО "Ассоциация юристов России":
- В каждой чрезвычайной ситуации органы государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления принимают решения об оказании помощи пострадавшим, в том числе при утрате жилья. Законодательством предусмотрен общий порядок оказания помощи пострадавшим. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года N110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации ..." деньги перечисляют органам исполнительной власти регионов на погашение государственных жилищных сертификатов гражданам, лишившимся жилья в результате ЧС.
Порядок погашения сертификатов также предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 года N561. В документе сказано, что государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 квадратных метра для одиноких людей, 42 квадратных метра на семью из двух человек и по 18 квадратных метров на каждого члена семьи, если их больше двух. При этом общая площадь новой квартиры не должна превышать размер утраченного жилого помещения.
Нужно помнить также, что сертификаты выдаются гражданам при выполнении следующих условий: они должны были постоянно проживать в сгоревшем помещении и быть официально зарегистрированы там же. А сама квартира или дом являлись их единственным жильем.
Очевидно, что пострадавшие в результате пожара в Ростове на различных основаниях владели земельными участками и жилыми помещениями. Например, кто-то проживал по договорам социального найма, у кого-то не оформлены документы на построенный дом или часть дома. Каждую ситуацию теперь необходимо анализировать с правовой точки зрения индивидуально. В случае, если на земельный участок и дом законно зарегистрировано право собственности, то соответственно для получения сертификата необходимо представить документы, подтверждающие наличие права собственности и установить факт проживания в сгоревшем доме. Если собственник и члены его семьи были зарегистрированы в доме, это не составит труда.
Сложности возникают и тогда, когда на месте прежнего дома был построен новый, но в документах это никак не отражалось. В таких случаях возможно, что при принятии решения о выдаче сертификата будет учитываться только документально подтвержденная общая площадь старого дома.
В соседней Волгоградской области в конце августа также бушевали пожары. Возгорания были в 21 муниципальном образовании. Самые крупные - в Даниловском, Ольховском, Среднеахтубинском, Иловлинском и Городищенском районах. Сгорело 155 строений, преимущественно заброшенные дома и хозяйственные постройки. Но 26 семей лишились единственного жилья. На сегодняшний день 46 пострадавших от огня семей уже получили единовременное пособие. Объем выплат - 1,8 миллиона рублей. Всего получателями денег стали 92 человека, каждому из которых выдали от 10 до 50 тысяч рублей в зависимости от ущерба. Возможны и другие выплаты, но здесь решение пока не принято - пакет предложений отправлен в правительство РФ.
Примечательно, что число пожаров, по данным МЧС России, снижается, а убытки от них растут: если в 2011 году произошло 168,5 тысячи возгораний, то в 2016-м - почти на 30 тысяч меньше. Что же касается убытков, то за январь-июнь текущего года они выросли на 7,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Среди причин возникновения возгораний снижается доля поджогов. Хотя это стабильное четвертое место после неосторожного обращения с огнем, неправильной эксплуатации электроприборов и неисправности печного отопления. Несмотря на снижение числа поджогов, убытки от них не особенно сокращаются. Прямой материальный ущерб от поджогов вырос с 13,2 процента в 2011-м до 17,9 процента в первом полугодии текущего года. Кстати, 2017 год стал рекордсменом еще по двум параметрам. Во-первых, доля пожаров в жилом секторе оказалась самой высокой с 2011 года и составила 71,7 процента от общего числа. А во-вторых, размер ущерба от пожаров в жилом секторе также существенно вырос: если в 2015 году на жилые постройки приходилось менее четверти (22,9 процента) объема материальных убытков, то в первом полугодии 2017 года это уже 41,2 процента.