Александра Второго "отблагодарили" за его потрясающие реформы несколькими покушениями. Последнее, седьмое, произошло в тот день, когда царь хотел подписать проект первой Конституции России. Столыпина не громили в пух и прах только ленивые. Критика была отовсюду: и Госдума (ее пришлось даже распустить ради реформ), и Священный Синод, и Ленин. Кажется, Николай II даже вздохнул с облегчением, когда "избавился" от слишком знаменитого премьер-министра. Ведь на фоне его "обыкновенный гвардейский офицер" выглядел микроскопичным. Великий царь и великий премьер-министр вдвоем сделали больше, чем все русские политики XIX - начала XX века, вместе взятые. Два человека - и две удивительно схожих судьбы.
Ждать благодарности за успешные преобразования - дело неблагодарное. Кто-то скажет, это их обязанности, мы их для этого выбирали и платим хорошие деньги. Да, но выходя от врача, который тоже вам ОБЯЗАН, вы говорите "Спасибо". Вообще сложно жить в мире, где тебе все ОБЯЗАНЫ. А ты - никому и ничего. Ни соседям, ни общественным организациям, ни городским властям. Бросил машину, где заблагорассудится, и пошел себе гулять. Потому что "мне так удобно". Этот потребительский подход к Москве торжествует. Причем в головах тех,кто в глубине души считает себя настоящим европейцем. Сравнивает ИХ жизнь и НАШУ.
Меня всегда мучил вопрос: но почему же мы так не можем? Что мы какие-то ущербные, недоразвитые?? Но вот, наконец, в пределах даже не одного поколения, а всего лишь нескольких лет Москва стала развиваться. Превращаться из советско-азиатского суперколхоза в современный западный город. По некоторым показателям Москва вошла в число глобальных лидеров. В сводном индексе Pricewaterhouse Coopers (июнь 2017 года) российская столица заняла пятое место в мире по использованию цифровых технологий, уступив Сингапуру, Лондону, Шанхаю и Нью-Йорку. По отдельным направлениям индекса Москва входит в тройку лидеров: цифровые сервисы при взаимодействии государства и граждан (1-е место), создание инфраструктуры для реализации инновационных решений (2-е место), развитие бизнес-моделей на основе массового внедрения передовых технологий (3-е место), система образования, отвечающая потребностям рынка труда будущего (3-е место). Это будущее, которое уже наступило, и его результатами мы пользуемся в повседневной жизни.
С критикой в адрес Собянина обнаруживается важный аспект. Его ругают и те, кто считает себя либералом, прозападно настроенным, убежденным европейцем, гражданином со здоровыми ценностями. При этом они публично называют мэра оленеводом. Как это по-европейски толерантно!
Они готовы перегрызть глотку каждому, кто выскажется за платные парковки, порадуется деревьям на Тверской и Садовом и заметит благоустроенные улицы. А уж за реновацию толпой набросятся и устроят суд Линча. А затем разойдутся по кафешкам, чтобы выложить котенка, закат или свежий букетик в Инстаграм. Так почему же Собянин застрял костью в горле? Отчего Лужков не вызывал столько возмущения? Все просто: "либеральная тусовка" (от либерализма и демократии она так же далека, как православные активисты от понимания искусства) хочет скорейшего наступления конца. Смакует это сладостное ощущение как бы грядущей катастрофы. Падение в бездну? Да! Вот-вот, а потом мы построим новый мир. А все эти ваши парки, культурные центры, онлайн-сервисы, МФЦ лишь замедляют надвигающуюся "беду" (то есть победу), обращают ее вспять. Прогресс (даже в рамках одного города) - сейчас самое ужасное слово для псевдолиберальной интеллигенции. Он путает ей все карты.