Так, по решению судебных органов были заблокированы несколько десятков сайтов, созданных сепаратистами. Гражданская гвардия провела обыски в помещениях министерств экономики, социальных и иностранных дел Каталонии.
Как стало известно впоследствии, они пытались выяснить, выделило ли региональное правительство средства на проведение референдума (ранее местный парламент утвердил предложенные Женералитатом три статьи бюджета на эти цели: на 5 миллионов, на 800 тысяч и на 400 тысяч евро). По этой же причине были задержаны высокопоставленные чиновники из правительства Каталонии. Впрочем, они отказались давать показания и были отпущены на свободу.
Но дело на этом не закончилось. Конституционный суд принял решение штрафовать тех, кто ответственен за организацию референдума. Так, генерального секретаря министерства экономики автономии Жозепа Мариа Жовэ обязали ежедневно выплачивать по 12 тысяч евро, а членов центральной и территориальных избирательных комиссий - по 6 тысяч евро до тех пор, пока они не начнут соблюдать постановления суда, признавшего референдум незаконным и аннулировавшего все законы и указы о его проведении.
Примечательно, что подобная мера применена впервые. Это стало возможным после проведенной недавно судебной реформы, позволившей Конституционному суду штрафовать высокопоставленных чиновников и тем самым принудить их к выполнению его решений.
Кроме того, Мадрид забрал контроль над региональным корпусом полиции (моссос) у Барселоны. Министерство внутренних дел Испании назначило координатора, которому должны подчиняться все правоохранительные органы в автономии. Им стал полковник Гражданской гвардии Диего Перес де лос Кобос, много лет занимающийся координацией действий между различными силовыми структурами. Центральные власти надеются, что его опыт поможет ему в сложившейся ситуации. Но задача у него непростая: никогда ранее региональные подразделения не отказывались выполнять приказы, как это происходит с корпусом моссос. Глава МВД Каталонии Жоаким Форн отметил, что "правительство автономии не принимает вмешательства государства в работу моссос".
Хотя с точки зрения Мадрида, все предпринятое им вытекало из положений законодательства. Согласно закону о силах безопасности, при совместной операции (в данном случае недопущении проведения референдума), руководство силами правопорядка ложится на плечи представителя государства.
Одновременно на допросы в прокуратуру вызываются мэры каталонских городов и муниципалитетов, поддержавших проведение референдума и подписавших указы о предоставлении площадок для голосования. Но и эти действия пока ничего не дали, первые три градоначальника отказались давать показания. Финансово главы муниципальных образований пока не пострадали, хотя ранее Мадрид предупредил, что мэрам, поддержавшим референдум, грозят штрафы в размере от 300 тысяч до 600 тысяч евро.
Испанцы всегда гордились своей Конституцией, принятой в 1978 году и ставшей символом демократии. Но теперь именно Основной закон оказался причиной глубокого конфликта между центральными властями и каталонскими националистами, выступающими за отделение региона от королевства. За минувшие почти 40 лет Каталония получила от Мадрида столько прав и свобод, сколько нет у других автономных сообществ (за исключением Страны басков). Местным политикам не хватает только независимости, но на этот шаг власти королевства пойти не могут. А вот центральным властям этот конфликт пошел на пользу. После нескольких кризисных лет позиция премьера Мариано Рахоя, лидера Народной партии, была очень шаткой. Но теперь, когда ситуация с Каталонией вытеснила из внутренней повестки все остальные вопросы, его поддерживают и главные соперники - социалисты, и новая политическая сила коалиция "Унидос-Подемос". Все три партии встали в защиту Конституции, запрещающей проведение референдума без одобрения центральных властей.
Более половины каталонцев полагают, что референдум о независимости региона, назначенный на 1 октября, не является легитимным. Об этом пишет газета El Pais со ссылкой на социологические исследования, проведенные с 18 по 21 сентября.
Согласно опросу, 61 процент респондентов считает, что плебисцит не будет иметь юридической силы и не будет признан мировым сообществом. Лишь 34 процента полагают, что организация голосования удовлетворяет всем нормам. Еще две недели назад в первой группе было 56 процентов, а во второй 38 процентов опрошенных. Тем не менее более 80 процентов каталонцев уверены, что законный референдум, одобренный парламентом королевства, был бы лучшим способом разрешить сложившуюся ситуацию в отношениях между Мадридом и Барселоной.
При этом 52 процента заявили, что не согласны с тем, как региональный парламент рассмотрел и принял законопроект о референдуме (в кратчайшие сроки и в отсутствие значительной части депутатов, покинувших зал в знак протеста).
Что касается применения статьи 155 Конституции, предусматривающей, что центральное правительство может делать все необходимое для защиты интересов страны, то, по мнению 61 процента респондентов, это ухудшит и так непростую ситуацию.