Первая полноценная неделя октября в этом году выдалась знаменательной для москвичей, любящих суровые музыкальные эксперименты. Открыл ее сногсшибательный, уничтожающий, размазывающий по стенке и очищающий концерт группы Swans, а своего рода комментарий - изящный и пронзительный - к финальному туру своей бывшей группы три дня спустя оставила великолепная Джарбо.
Да, к сожалению, Майкл Джира решил распустить свой новаторский коллектив, еще пару лет назад анонсировав, что Swans прекращают существование - во всяком случае, в нынешнем своем виде. И всем, кто побывал на прощальном концерте группы, теперь остается лишь сожалеть о том, что это было в последний раз. Тем же, кто по тем или иным причинам так и не услышал Swans вживую, - посыпать голову пеплом. Потому что если вы ни разу не оказывались в эпицентре звуковых атак "Лебедей", вы вообще ничего не знаете об экстремальной музыке и ее скрытых прелестях. В любом случае и те, и другие будут теперь надеяться, что темный демиург передумает - такой эмоциональный и экзистенциальный взрыв непременно хочется пережить снова. И неоднократно.
Вообще то, что Swans все-таки заглянули напоследок в Россию - большая удача, ведь московский концерт должен был состояться еще минувшим летом, но сорвался по вине принимающей стороны. Так что перед организаторами прошедшего на уходящей неделе выступления следует снять шляпу. Тем более что прошел он на высочайшем уровне, и недовольных просто не могло остаться.
Звук в "ГлавClub Green Concert" был на высоте. Несмотря на то, что эта площадка - заметно больше тех, где выступали Swans в 2014-м и 2013-м, оглушительные монотонные риффы не растворялись в больших пространствах павильона на улице Орджоникидзе. Так что традиционная для концертов Swans раздача берушей наверняка спасла чей-то нежный слух и неподготовленное к яростному штурму сознание.
Начав с часового концертного "хита" The Knot (который в этом году наконец-то вышел на "живом" альбоме Deliquescence), Джира и команда (на этот раз в ней отсутствовал Тор Харрис: он вдруг ушел бороться за кресло губернатора Техаса) в итоге рубили больше трех часов, перемежая жесткое трансовое молотилово замогильными шаманскими камланиями и не обойдя вниманием предыдущие пластинки - To Be Kind и The Glowing Man (увы, уже без The Seer).
Как и всегда, концерт главной американской индустриальной группы многие слушатели покидали с особым ощущением - будто их голову хорошенько и без лишней деликатности прочистили ершиком. Чувство, которое время от времени необходимо испытывать. К сожалению, это безотказное средство его достижения мы, похоже, испытали в последний раз.
Преданные поклонники на наших глазах уходящей в историю легенды смогли утешиться в четверг на замечательном выступлении бывшей участницы Swans и немаловажной части феномена группы - Jarboe. Камерный и короткий (особенно по сравнению с бешеным марафоном Майкла со товарищи) музыкальный перформанс по духу и формату сравнивать со звуковым ураганом Swans бессмысленно, но прозвучавшая в "16 Тоннах" экспериментальная месса позволяла безошибочно определить их генетическую общность.
Вместе с Джарбо, представшей перед московской аудиторией в довольно непривычном облике, на сцену вышли итальянские авангардисты Father Murphy, недавно записавшие с американской дивой пластинку, которую и презентовали теперь в России. Медитативно-психоделичкие эксперименты с гитарой и перкуссией итальянцы начали без фронтмена, подготовив должным образом публику и создав нужную атмосферу. Когда к ним наконец присоединилась героиня вечера, темный зал уже погрузился в мистическое полузабытье - а лучших условий для того, чтобы слушать Джарбо, и быть не может. И единственное, что могло расстроить посетителей мероприятия - его краткосрочность.