Отправной точкой для появления новой серии поправок в Жилищный кодекс стало постановление Конституционного суда РФ, который весной прошлого года подтвердил законность сбора взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов с жильцов, однако указал на ряд недостатков, в том числе, касающихся капремонта домов, нуждавшихся в нем до начала приватизации. Позже Минстрой подготовил соответствующий законопроект.
В предложенных поправках сказано, что ремонт за счет бюджета возможен в том случае, если орган госвласти или местного самоуправления принимал решение о капремонте до даты приватизации первого жилого помещения в доме. И тут ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев отмечает, что это предложение вступает в противоречие с законом о приватизации. Согласно ему обязанность бывших наймодателей проводить капитальный ремонт в доме сохраняется в течение всего периода действия нормы и никак не связана с возникновением статуса нуждаемости в капремонте только до даты первой приватизации.
"Приватизация в России началась в 1992 году и продолжается до сих пор. За четверть века многие дома, которые в начале 90-х годов еще не требовали капитального ремонта, успели износиться. Допустим, дом был построен в 1968 году, через год с момента приватизации первой квартиры ему как раз подошел срок капитального ремонта (он проводится раз в 25-30 лет). Если считать, что с муниципалитета снимается обязанность капремонта в таком доме, его жильцы автоматически выпадают из-под действия законодательства о проведении капремонта в соответствии с решением Конституционного суда РФ", - поясняет эксперт.
До приватизации в стране было построено 85 процентов всего жилого фонда. Основная волна приватизации пришлась на 1995-1996 годы. С этого времени в России введено порядка 15 процентов жилья. Это значит, что в исключении спорного пункта может быть заинтересовано большое число нынешних собственников квадратных метров.
Есть вопросы к законопроекту и у Общественной палаты. В ее заключении на законопроект сказано, что документ распространяет обязанности проведения капремонта только на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Хотя наймодателями в те времена могли быть и ЖЭКи. И, кстати, выступали в этом качестве даже чаще муниципалитетов.
Именно поэтому, как пояснила исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева, правильнее было бы возложить обязательства по проведению капремонта в доме, в котором есть приватизированные квартиры, на всех бывших наймодателей государственного или муниципального жилищного фонда. А в случае, если за давностью лет деятельность кого-то из них прекращена, передать обязанность проведение капремонта соответствующему органу власти, подписавшему договор о приватизации жилья.
В любом случае пока право на проведение ремонта за счет муниципалитета нынешним собственникам приходится отстаивать в суде. И поправки, безусловно, нужны, чтобы установить понятные и единые правила для местных властей.
"Установление однозначно определяемой даты, на которую бывший наймодатель был обязан исполнить обязательства по ремонту многоквартирного дома - дата первой приватизации, позволит исключить правовую неопределенность, обеспечить защиту прав граждан, приватизировавших квартиры в неотремонтированных домах. Согласно законопроекту, бывший наймодатель будет перечислять необходимые средства на счет регоператора или на специальный счет, в зависимости от способа формирования фонда капремонта для конкретного дома", - пояснил "РГ" замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис. Он отметил, что к приемке работ по такому капремонту предлагается привлекать собственников квартир.
При этом, как подчеркнул Чибис, важно понимать, что обязательство бывшего наймодателя по проведению капремонта не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капремонт.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"