12.11.2017 21:43
    Поделиться

    Максимов: Про "Матильду" до премьеры говорили гораздо больше, чем после

    Удивительное дело: про фильм Алексея Учителя "Матильда" до выхода картины говорили гораздо больше, чем после премьеры. Замечательно, что, несмотря на всю шумиху, министерство культуры выдало картине прокатное удостоверение, фильм широко идет в кинотеатрах и каждый имеет возможность сказать, что думает о картине. Если хочет.

    Я смотрел фильм в обычном кинотеатре вечером в пятницу. Народу было достаточно. Не аншлаг, конечно, но две трети зала набралось.

    Никто не ушел. Но и не хлопали в конце, как бывает на некоторых фильмах, которые особенно сильно задевают зрителя. Никто не протестовал, не кричал. Кино как кино. Посмотрели - разошлись.

    Про фильм "Матильда" до выхода картины говорили гораздо больше, чем после премьеры

    Перед "Матильдой" в невероятном количестве (абсолютно наплевав на уважение к зрителю) показывали рекламы разных фильмов. В том числе и картины, которая рассказывает об одном древнерусском герое-богатыре. По немногочисленным кадрам было понятно, что об историческом, но древнем герое поставили сказку. Вообще наши кинематографисты очень любят снимать сказки на историческом материале. Что как не сказка, скажем, фильм о святом Владимире, убивающем своих врагов? Но когда про древние времена сказка - нормально, а вот когда про более близкие...

    Отдаем ли мы себе отчет в том, что у нас создан огромный кинематограф сказок о революции и гражданской войне? Например, вся сага о неуловимых мстителях - любимый фильм моего детства - это разве не сказка?

    А что такое великий "Чапаев"? Или "Щорс"? Есть герой - богатырь, за ним - сила и правда, и есть нелепые, смешные враги, которых этот богатырь лупит направо и налево. Богатырь лишен какой-либо личной жизни и пороков. Он - символ всего прекрасного и справедливого в мире. Враги тоже обезличены. Они символизируют все мерзкое и отвратительное. Символы добра воюют с символами зла. Сказка.

    Мы привыкли: про прошлое снимают сказки героические. Привыкли настолько, что даже не замечаем сказочность большинства этих картин.

    Алексей Учитель тоже снял сказку, но романтическую, мелодраматическую. Выдающийся оператор Юрий Клименко вместе с большой группой художников-постановщиков и художников по костюмам создали невероятно красивый, романтический и сказочный мир.

    В этом мире ничего не бытово и все красиво. Здесь даже умирают эффектно в огромной колбе с водой. Здесь даже пожар, в котором едва не погибает главная героиня, красив настолько, что за героиню особо и не переживаешь: в такой красоте погибнуть невозможно.

    Итак. Жил-был царь. Он был красив и романтичен. Он жил в мире золота и убранств всяческих. И полюбил царь девицу-красавицу. И она его полюбила. А может, не полюбила, это из фильма не совсем понятно, но - отдалась. А царю уготовано было на роду жениться на немке, потому как в этом царстве-государстве все на немках женились. Немка в Россию приехала, страдать начала, даже к колдуну ходить, чтобы всю правду узнать про своего суженого, очень ряженого. Но не удалось, потому как колдуна каким-то таинственным образом убил русский безумный богатырь.

    А царь метался между любовью и долгом. А потом понял, что долг вполне можно превратить в любовь, и на немке поженился. А девица-красавица вышла замуж за его брата двоюродного и дожила почти до ста лет. Такая вот история.

    Может быть? Может. Почему нет. Вариация на тему "Осеннего марафона" в царских интерьерах... В любом случае надо сказать Алексею Учителю спасибо за смелость: поставить сказку о любви последнего русского царя, для этого нужна отвага.

    Проблема в чем? Сказка - история, в которой есть мораль, но нет глубины персонажей. Нелепо рассуждать о сложностях характера Колобка или Дюймовочки. Вот и персонажи "Матильды" несут какую-то одну свою тему и больше ничего не несут.

    У нас создан огромный кинематограф сказок о революции и гражданской войне

    Ингеборга Дапкунайте играет императрицу-мать. То есть императрицу играет, а мать нет. Никакого материнского чувства к сыну у нее нет - ни хорошего, ни плохого. Она относится к Николаю - как нынче принято говорить - как к проекту, который надо осуществить. Ларс Айдингер играет в Николае страсть. Не любовь, а страсть. Одна, но пламенная тема. Михалина Ольшанская показывает в своей героине Матильде женщину, которая больше всего на свете любит себя. Она из тех, кто не любит, но позволяет себя любить. Может такое быть? Запросто. Только такой женщине очень трудно сочувствовать. Данила Козловский играет безумца, одержимого идеей овладеть Матильдой. Как любой безумец сочувствия не вызывает. Евгений Миронов - смешной и нелепый руководитель балета. Не живой человек, а маска, сыграно достоверно и забавно, а глубины в сказке и не требуется. И Виталий Кищенко хорошо играет начальника сыскной полиции Власова. Вы представляете себе, каким должен быть начальник сыскной полиции? Вот Кищенко такого и играет.

    На мой вкус, лучшая актерская работа в картине - это Луиза Вольфрам в роли невесты Николая. Тут есть и любовь, и женская ревность, и покорность судьбе. Тут много чего есть, потому и выделяется. Есть объем человеческий. Может быть, даже излишний для подобной ленты, но задерживающий мое зрительское внимание и вызывающий сочувствие.

    "Матильду" столь же яро защищали до выхода, сколь страстно начали ругать после премьеры. На мой взгляд, это неплохое кино, это очень характерное кино. Это попытка сказочно-романтического взгляда на нашу историю.

    Как писал Андрей Вознесенский по другому поводу: "Авантюра не удалась, за попытку спасибо".

    Поделиться