"Игра престолов" расчистила для "Падения ордена" путь к зрителю"

Амбициозная историческая ТВ-драма "Падение ордена", продюсерский проект Джереми Реннера, повествующий о крахе Ордена тамплиеров, выходит на малые экраны уже на этой неделе.

Корреспондент "Кинократии" встретился в Праге, где частично проходили съемки, с британским историком-консультантом Дэном Джонсом и ирландским актером Падрейком Делани, чтобы поговорить о проекте, в работе над которым они принимали самое непосредственное участие.

Говоря о том, почему сериал о тамплиерах может быть интересен сегодня, вы отметили ряд моментов в "Падении ордена", которые пересекаются с современностью: пропаганда (то, что сейчас принято называть fake news), крах крупных финансовых организаций, постоянные войны на Ближнем Востоке. Имеет ли смысл искать в сериале какие-то осознанные сатирические отсылки к сегодняшним событиям или речь идет о типичных и повторяющихся в человеческой истории явлениях?

Дэн Джонс: Я полагаю, некоторые сюжеты находятся вне времени. Противостояние на Ближнем Востоке продолжалось в течение многих столетий, ввергая в войны людей разных религий, а потом эти войны трактовались религиями, и когда мы говорим о восприятии их участников, это, конечно, напоминает нам и то, с чем мы сталкиваемся сегодня; то же самое касается и разрушения финансовых институтов, и использования для низвержения тамплиеров того, что мы сейчас называем fake news, как будто это - что-то новое. Нет ничего нового под солнцем. И я думаю, что один из уроков, которые мы в целом можем вынести из истории тамплиеров, как раз в том, что многое из того, что мы наблюдаем сегодня, имеет корни в прошлом или параллели с ним.

По поводу ожиданий от эфира. Может ли "Падение ордена" претендовать на внимание части аудитории сверхпопулярной "Игры престолов" (рекламная кампания нового сериала в России, например, играет на таком противопоставлении)? И насколько реально оставаться в рамках исторического сериала и конкурировать со всеми этими драконами и прочими фэнтезийными штуками?

Дэн Джонс: Я думаю, что "Игра престолов" особенно интересна как раз тем, что Джордж Мартин сам подвергся огромному влиянию английской средневековой истории. Если говорить о телевидении… черт, невозможно отрицать, что ИП - невероятный феномен планетарного масштаба, и он открыл сознание многих людей для исторических драм и средневекового мира. Так что в этом смысле, я думаю, путь расчищен, и многим понравится сериал. В общем, я надеюсь, что тем, кому по душе "Викинги" и "Игра престолов", "Падение ордена" тоже понравится, так как у них много общего. Но я не думаю, что предполагается какое-то соревнование, что кто-то из зрителей, например, скажет: "Фанаты "Престолов", идите к черту, я - фанат "Падения ордена" - и наоборот. Скорее, они будут говорить: "Мне нравятся такие сериалы, дайте еще!".

Ранее вы приводили примеры художественных вымыслов в сценарии. В целом как часто и насколько далеко "Падение ордена" отступает от исторической правды?

Дэн Джонс: Мне кажется, что "Падению ордена" отлично удается совмещать реальные исторические события того времени с легендами, которыми обросли тамплиеры за эти 700 лет. И в результате сериал формирует и предлагает свою особую легенду. Это и есть авторская свобода - сценарист вдохновляется историей для того, чтобы созидать. К примеру, в первом сезоне некоторые моменты, предельно близкие к тому, что происходило на самом деле, смешиваются с такими, как плавающий в океане святой Грааль в ходе осады Акры. Вы видите, что эти вещи чередуются. И задача сериала - сделать так, чтобы это смотрелось.

Насколько вообще трудно найти баланс между развлечением и исторической достоверностью?

Дэн Джонс: Это - целое искусство. Но я считаю, что команда сценаристов у "Падения ордена" - очень профессиональная, и им это удалось. Думаю, в менее умелых руках результат мог получиться плачевным, но они сделали потрясающую работу.

Похоже, вы были совершенно правы, утверждая, что тамплиеры были самыми жесткими парнями своего времени. Некоторые сцены из первых двух эпизодов выглядят чрезвычайно брутально, а кое-какие не затерялись бы и в хоррроре. Причем есть подозрение, что на этом кровища и расчлененка в "Падении ордена" не иссякнут. Что это - попытка сделать сериал зрелищнее или будничные натуралистичные примеры средневекового зверства?

Падрейк Делани: Если хочешь рассказать о тамплиерах, тебе так или иначе придется показывать сцены жестокости, иначе никак.

Непременно настолько суровые.

Падрейк Делани: Ну да… А вы что-то конкретное имеете в виду?

Ну, например, сцена убийства посредством креста, вогнанного в глотку.

Дэн Джонс: Знаете, я думаю, раз уж речь идет о средних веках, для которых насилие вообще очень характерно, без этого не обойтись. По существу вопроса, если отложить историю в сторону… Мы делаем шоу в 2017 году, когда значительная часть аудитории действительно весьма кровожадна. Так что мы, понятное дело, для соответствующих частей истории красок не жалели, особенно если сравнивать с тем, что получилось бы 20-30 лет назад. Словом, вы понимаете, эти два фактора очень естественно сочетаются друг с другом.

Не бывает съемок без забавных курьезов, вы уже кое-чем поделились. Падрейк, может, еще что-нибудь такое расскажете?

Падрейк Делани: Была история с Бобби (Шонфилдом - "РГ-Кинократия"), который играл Парсифаля. Это было во время работы в тренировочном лагере. Я, Том (Каллен - "РГ-Кинократия") и Саймон (Меррелс - "РГ-Кинократия") примерно (очень примерно - "РГ-Кинократия") одного возраста, а Бобби было тогда 22, и ему, думаю, нужно было как-то себя проявить перед нами, так что он играл и репетировал с особым рвением. Однажды Бобби противостоял очень суровому парню, старался как мог, нападая на него, и закашлялся. Это забавно, потому что он только что бравировал и показывал, какой он мужик. А потом закашлялся и потребовал денег.

Да… забавных моментов хватало. Нам было так скользко во время съемок батальных сцен в Пругонице, что для нас пришлось смоделировать специальную обувь. Сначала было, знаете ли, довольно прохладно, минус пятнадцать, так что мы носили сапоги c меховыми подкладками, которые выглядели очень своеобразно. Но потом начались дожди, место съемок превратилось в болото, и нам снова пришлось менять обувь. Нам выдали футбольные бутсы с шипами, чтобы мы могли стоять на ногах, а поверх них сделали обувь, которая смотрелась надлежащим образом. Вот это валяние задом в грязи создавало особенно много проблем.

Дэн, как автор книги о тамплиерах - насколько вы удовлетворены тем, что увидели на экране? Может, что-то могло получиться лучше?

Дэн Джонс: Я писал книгу в то же время, когда снимался сериал, и это был потрясающий опыт. То есть писать книги - это мое обычное времяпрепровождение, но заниматься этим, наблюдая параллельно за работой этих ребят над их прекрасным сериалом, было очень вдохновляюще. Это позволяло особенно ясно мыслить во время написания книги, всесторонне подходить к теме. Работа над высокобюджетным ТВ-проектом - удивительное время. Что до конечного продукта, который у них вышел… Я думаю, они выполнили выдающуюся работу. И я думаю, что если сериал получит продолжение - второй сезон, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой и так далее, - я уверен, тогда он будет совершенствоваться и меняться. Но это уже, скорее, к шоураннерам. Я считаю, что, учитывая масштаб задачи - собрать воедино исторические события, легенды и новые истории, - они отлично справились.

Падрейк Делани: Нужно сказать, что очень редко бывает так, чтобы сериал нашел себя, нащупал свой ритм за один сезон. Если бы я судил по первому сезону, я бы, возможно, дальше не смотрел "Во все тяжкие" или "Игру престолов". Некоторым сериалам нужно время, чтобы найти аудиторию. Это может случиться с "Падением ордена", а может и не случиться.

А какие-то мысли о будущих сезонах уже есть?

Дэн Джонс: Думаю, это зависит от студии и шоураннеров. Но сериал стартует сейчас, и после завершения первого сезона останется масса историй, которыми можно продолжить. Скорее всего, в случае успеха мы их увидим.

Падрейк Делани: Наверняка речь в дальнейшем должна пойти о низвержении и преследованиях тамплиеров. Мы не знаем, когда это произойдет и что произойдет в следующем сезоне, если он будет. Но впереди еще долгий путь.

Насколько убедительно удалось воссоздать средневековую Францию?

Дэн Джонс: Многое было построено на киностудии "Баррандов". Причем дважды - из-за пожара. Команда работала месяцами, чтобы сделать декорации средневековой Франции максимально реалистичными. Я помню, как приехал сюда впервые - и, гуляя по улицам, был буквально ослеплен. Потому что нынешний Париж - это XIX век, от средневекового Парижа уже, конечно, ничего не осталось. Было совершенно невероятно ходить по этим воссозданным улицам средневекового Парижа, в создание которых и я внес свой вклад - как консультант, вместе с блестящим художником по декорациям и его командой. Возможно, Падрейк как актер сможет рассказать побольше о том, как работали с массовкой и обо всем таком. Но вообще это - настолько правдоподобный Париж, насколько его в принципе можно воспроизвести на экране.

Падрейк Делани: В первую же неделю помощник режиссера Марк Тейлор определил для членов массовки специальные правила: как вести себя в магазинах, в мясной лавке, у кузнеца. Каждый в массовке получил особые указания, и это было его работой на все время съемок. Это на самом деле прибавило правдоподобности и углубило проект. Актеру такой подход сильно упрощает задачу - ты моментально погружаешься в этот мир, тебе не нужно слишком напрягать воображение благодаря тому, что тебя окружает.

Премьера "Падения ордена" состоится на телеканале ViP Premiere 8 декабря в 22:00. Также сериал будет доступен в онлайн-кинотеатре ViP Viasat Play.