В Варшаве делают вид, что не замечают небывалого кризиса своего членства в ЕС и того, что все достижения Польши, в течение многих лет добивавшейся того, чтобы старая Европа воспринимала младоевропейцев как равных, сходят на нет. Несмотря на все вежливые заверения первого заместителя председателя Еврокомиссии Франса Тиммерманса о том, что "Польша не оставила Еврокомиссии выбора", он "с тяжелым сердцем" сообщил о начале предусмотренной статьей 7 Договора о ЕС санкционной процедуры против Варшавы за нарушение фундаментального принципа независимости суда. Тем не менее, Еврокомиссия опоздала. По мнению французского издания Le Figaro, "Брюссель ударил символически", а немецкая Die Welt убеждена: "На варшавских идеологов эти решения не произведут большого впечатления".
Всего шесть лет назад Польша председательствовала в Евросоюзе, и официальные лица не без гордости заявляли, что их страна - наиболее "еврооптимистичная". Еще три года назад эта страна пышно праздновала десятилетие вступления в ЕС и была гордостью европейского истеблишмента, а также живым подтверждением того, что расширение этой западноевропейской организации на Восточную Европу было абсолютно оправданным. Но стоило в 2015 году смениться власти, как европейское здание, построенное экс-премьером, а ныне высокопоставленным европейским чиновником Дональдом Туском на постсоциалистическом фундаменте, начало давать трещины, а европейская краска - стираться. Стало понятным, что обычные поляки равнодушны к "европейским ценностям", а новые власти не слишком интересуются тем, как их реформы соотносятся с европейскими представлениями о правовом государстве и верховенстве демократии.
Правящая в Польше партия "Право и Справедливость" проводит масштабную судебную реформу, в которой Венецианская комиссия и Совет Европы видят существенную угрозу независимости судов. На протяжении двух лет Еврокомиссия пыталась остановить этот процесс, но в ответ получала отписки или обвинения в политической ангажированности. И в последние несколько месяцев Брюссель и Варшава обменивались острыми заявлениями и многостраничными письмами. При этом Варшава чувствовала свою безнаказанность: ведь лишение страны права голоса в Евросовете может произойти, только если никто из представителей стран-членов ЕС не выскажется против. А польские власти рассчитывают на "вето" близкого по духу премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и проводят реформы, не оглядываясь на критиков. Однако, как поясняют эксперты, Виктор Орбан может не захотеть ради солидарности с Польшей противопоставлять себя всем остальным странам ЕС и воздерживаться при голосовании, что откроет Евросовету дорогу к самым жестким мерам в отношении Варшавы.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"