С сентября этот показатель не превышает 3 процентов. Он ушел ниже 4-процентного ориентира под влиянием гораздо более крепкого, чем ожидалось, курса рубля, рекордного урожая и снижения мировых цен на продовольствие. За год товары с большой долей импорта подешевели (бытовая техника, лекарства), а цены на продукты почти не выросли (+1,1 процента).
На фоне такой низкой инфляции реальные ставки остаются довольно высокими (текущая разница между ключевой ставкой и инфляцией превышает 5 процентов), хотя в номинальном выражении ставки уже на рекордно низких уровнях. Это сдерживает темпы роста кредитования и делает для компаний более "дорогими" ранее выданные кредиты, но поддерживает привлекательность банковских депозитов.
Влияние факторов крепкого рубля и хорошего урожая ослабевает. Банк России ожидает "корректировку" цен на плодоовощную продукцию, некоторого ускорения темпов роста цен производителей вслед за произошедшим увеличением нефтяных цен, а также дальнейшего восстановления потребительской активности. Все это (при отсутствии внешних шоков) приведет к постепенному восстановлению темпов роста цен до 4 процентов в течение этого года. В ЦБ рассчитывают, что их динамика станет более плавной, если будет идти активное строительство теплиц (это снизит сезонные колебания) и сохранится пониженная волатильность курса рубля, достигнутая за счет покупкам на "дополнительные" нефтегазовые доходы валюты в резервы в рамках бюджетного правила.