ФАС назвала причины роста цен на бензин: главная - налоги
Федеральная антимонопольная служба разъяснила причины роста цен на моторное топливо в России.
По данным ФАС, недавние изменения в Налоговый кодекс, которые были разработаны Министерством финансов, ведут к увеличению ставок акцизов: с 1 января на бензин класса 5 они увеличились на 6,4%, на дизельное топливо всех классов - на 8,4%, а с 1 июля вырастут соответственно на 6% и 7,7%. При этом президент "Лукойла" Вагит Алекперов утверждает, что из-за высокой налоговой нагрузки рентабельность сбыта топлива составляет 10%, хотя приемлемая для компании цифра - 15%. Однако, в соответствии с принятыми налоговыми поправками, в 2019 и 2020 гг. акцизы продолжат расти - на 3,4-3,6% каждый год.
Помимо выросших налогов, на цены влияют сезонный спрос на нефтепродукты, динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, профилактика и плановые ремонты российских нефтезаводов и другие факторы, подчеркивают антимонопольщики. Стоимость самого топлива формируется на основе рыночного механизма, и действующее законодательство не предусматривает государственное регулирование цен на нефтепродукты. Как результат: в прошлом году рост цен на бензин почти в три раза превысил темпы инфляции. В 2017 году бензин подорожал на 7,3% при инфляции 2,5%. Для сравнения: в 2016-м цена бензина выросла на 3,8% при инфляции в 5,4%.
Что касается контроля этого рынка ФАС, то в период с 2008 по 2016 годы служба рассмотрела свыше 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов, а также три волны дел по фактам нарушения законодательства на оптовом рынке. В итоге пять крупнейших нефтяных компаний заплатили штраф в 20,7 млрд рублей.