Подумать только, все могло быть иначе
Вот Тоня, постаревшая, глядит хмуро в камеру и вспоминает былое. Параллельно другие участники событий тоже сидят перед камерой и тоже вспоминают. Как же так вышло, что красавица-спортсменка, которую ждали золотые медали, в 23 года с мечтами распрощалась?
Из рассказов очевидцев, в том числе самой Тони, следует, что она, с одной стороны, сама виновата - нечего быть такой взбалмошной стервой и якшаться с клиническими идиотами. С другой стороны, альтернатив судьба ей не предоставила. Росла в неполной бедной семье. Отец приезжал по воскресеньям, учил кроликов стрелять. Мать беспрестанно курила и применяла не самые гуманные методы воспитания. Била, ругалась, ножами кидалась. Когда Тоне исполнилось 4 года, отдала ее в секцию фигурного катания, и с тех пор девочка ничего другого и не знала, даже школу не закончила. Так и провела все детские годы: усердные тренировки, брань, упреки, рукоприкладство, снова усердные тренировки. Потом замужество. Выскочила за первого встречного дебила - и из огня сиганула в полымя: теперь уже суженый стал ее колотить.
На льду тоже всегда все было не слава богу. С судьями на соревнованиях Тоня постоянно задиралась - те ей, гады, оценки занижали. Потому что скакала она на загляденье, но - в самодельных неказистых платьишках и под ZZ Top. И в сборную не хотели брать. Потому что большой спорт - кто бы мог подумать? - это не только "быстрее, выше, сильнее". Тут имидж важен. И моральный облик. А имидж у Тони не самый подобающий. Не говоря уж о моральном облике - выпивка, сигареты, многочисленные скандальные выходки.
И, несмотря на все это, Тоня Хардинг стала первой американкой, сумевшей выполнить тройной аксель - сложнейший, между прочим, элемент. Тем, впрочем, ее подвиги и исчерпываются.
По содержанию фильм условно делится на две части. Первая - о том, что было до инцидента с Нэнси Кэрриган. Вторая - о самом инциденте и о том, что было после. И она, пожалуй, поинтереснее. Поскольку первая - нестандартно поданная, и все же довольно стандартная история о мытарствах и преодолении обстоятельств. С акцентом на домашнем насилии. Которое всячески порицается, но не как обычно - с надрывом и нравоучениями, - а весело так, по-простому, по-народному. Тоня, сама не отличающаяся покладистостью, с повадками типичной гопницы, не воспринимает тумаки с прогрессивных позиций - она к ним сызмальства привыкла и может поэтому иной раз супругу сама всыпать, а то и выстрелом из дробовика ответить. С матерью, правда, сложнее, сдачи уже так запросто не дашь. Эллисон Дженни, роль матери исполнившая, на "Оскар" претендует неспроста: характер ей достался сложный, многослойный. И отношения выстроены соответствующе, с трагичным финалом.
Вторая же половина - абсурдный сюжет с почти что коэновским юмором, иллюстрирующий мудрость "инициативный дурак - хуже вредителя". Великолепная Эллисон Дженни здесь уступает место Полу Уолтеру Хаузеру в роли лучшего друга мужа Тони - феерического кретина, сидящего на шее у родителей великовозрастного тюфяка, искренне полагающего себя агентом секретных спецслужб. Его не вполне осознанные действия запустили невероятную цепочку катастроф, которая привела к огромному скандалу и в конечном итоге - вместе с последовавшим вскоре громким процессом над О. Джей Симпсоном - в частности, к глобальным переменам в работе СМИ.
Тут, естественно, напрашивается параллель с искрометным первым сезоном "Американской истории преступлений", и сравнение это байопик Тони Хардинг выдерживает достойно, стараясь охватить различные проблемы: семейные, спортивные, социальные - и каждую сопроводить драматично-едким комментарием. В силу ограниченного хронометража режиссеру Крэйгу Гиллеспи и сценаристу Стивену Роджерсу, конечно, пришлось кое-чем пожертвовать - например, противостоянию Хардинг и Кэрриган уделено минуты две от силы. Но зато фильм нигде не провисает, дополнительно раскручивая динамику замечательным финтом: периодически реплики "из будущего", из вышеупомянутых мокьюментари-вкраплений, озвучивают персонажи "из настоящего", переводя взгляд на зрителя. Прием не особенно новаторский, но эффектный.
И пускай Тоня не добилась всего, чего желала, вынужденно переквалифицировавшись в боксерши, лента о ней имеет шансы взять три "золота". По иронии, "Оскар" за лучшую женскую роль Марго Робби вряд ли "светит" - в этой номинации уже есть Фрэнсис МакДорманд. Да и монтаж, скорее всего, уйдет "Дюнкерку". А вот Эллисон Дженни в категории "Лучшая женская роль второго плана" выглядит фаворитом. Что, опять же, иронично, учитывая, откуда у всех нескончаемых бед Тони Хардинг ноги растут.