Деталей плана пока нет, как нет и самого плана. США намерены разработать документ по постепенной приватизации станции и в ближайшие годы развивать соответствующие международные и коммерческие контакты. В понедельник Белый дом представил проект федерального бюджета на 2019 финансовый год, который выделяет на эти цели 150 миллионов долларов. В последующие годы эта сумма будет только расти. В то же время, как отмечает газета, практическая реализация решения может встретить серьезное сопротивление как внутри США, так и со стороны международных партнеров по МКС. В том числе из-за того, что ее строительство и эксплуатация уже обошлись американским налогоплательщикам в 100 миллиардов долларов.
Влиятельный сенатор-республиканец Тед Круз заявил по поводу отказа от федерального финансирования: "Самое глупое, что можно сделать, это свернуть программу после сотен миллиардовдолларов инвестиций, когда впереди есть внушительный срок полезной эксплуатации". Он допустил возможность партнерства государства с частным сектором, но настоял на максимально эффективном использовании уже вложенных инвестиций. Против сворачивания федерального финансирования высказывался и Марк Малкуин, представитель компании "Боинг", которая осуществляет управление МКС для НАСА: "Оставить МКС было бы ошибкой, которая нанесла бы ущерб научному сообществу. Передача редкого национального актива в коммерческие руки до того, как частный сектор будет готов содержать этот ресурс, может иметь катастрофические последствия для лидерства США в космосе". В НАСА, как сообщается в публикации, изучают возможность продлить эксплуатацию станции до 2028 года. Кроме того, пока неясно, кому может быть интересна коммерческая эксплуатация МКС. "Станция построена в научных целях, для проведения исследований, а не для извлечения прибыли", - считает Эндрю Раш, глава компании, занимающейся трехмерной печатью на МКС. А ее содержание обходится НАСА в 3-4 миллиарда долларов в год.
В целом же инициатива Трампа укладывается в общую линию американских властей по переводу проектов на околоземной орбите на коммерческие рельсы, в то время как НАСА сосредоточит свою работу на исследованиях глубокого космоса.
Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики:
- Это абсолютно правильное логическое решение. О том же думают и в России. Человечеству надо двигаться дальше. И есть планы освоения Луны, где надо создавать лунную станцию. Это колоссальные затраты. Ни один государственный бюджет, даже американский - а бюджет НАСА в шесть-семь раз больше, чем бюджет Роскосмоса, - не потянет две программы одновременно. Возле Луны и тем более Марса, и - возле Земли.
Но очевидно и другое: двигаться к Луне и при этом не оставить какого-то большого форпоста вокруг Земли - нельзя. Возникает проблема, как одновременно финансировать два проекта? И вот совершенно верная идея: то, что возле Земли, то, что представляется более простым с точки зрения реализации, более понятным с точки зрения технологии, передать частному бизнесу. Для того чтобы снять нагрузку на содержание МКС с госбюджета. Если и не всю, то, по крайней мере, значительную часть. И чтобы высвободить ресурсы для программы освоения Луны. Поэтому понятно, что американцы говорят о приватизации и передаче американскому бизнесу. В России говорят о приватизации российского сегмента. Возможны варианты: не обязательно просто отдать полностью. Есть вариант концессии, когда собственность остается государственной, но передается в концессию управления частному инвестору. По крайней мере, в России подобный вариант предложен российской компанией, которая в прошлом году приобрела такой космический актив, как "Морской старт". Она видит логическое продолжение своей космической истории в создании того, что получило название "орбитальный космодром" именно на базе российского сегмента МКС. Что такое орбитальный космодром? Это необходимый хаб транспортной системы от ближнего космоса в дальний - промежуточная грузовая площадка для запусков к Луне и Марсу. В качестве основного технического элемента эта транспортная система будет иметь многоразовые буксиры. Предполагается, что их надо делать с использованием ядерной энергии как основного источника, который дает наибольшую мощность энергии на единицу массы. И такие проекты создания ядерных энергетических установок для космоса в России ведутся. Они велись еще в Советском Союзе. Россия мировой лидер в этой части не случайно. Мы хотим реализовать свои конкурентные преимущества и стать необходимым элементом в будущих программах освоения дальнего космоса. Очень важно, что это инициатива именно российского бизнеса, который видит здесь новые интересные задачи в создании транспортных систем не только на Земле, но и в космосе.
Подготовила Наталия Ячменникова