На Берлинале россияне представили новые технологии

На только что завершившемся 68-м Международном Берлинском кинофестивале россияне успешно представили не только новые фильмы, но и технологии будущего.

Тем, кто находился на киносмотре, приятно было отметить, что российское кино оказалось на высоте - это касалось и фильма "Довлатов", который не только получил "Серебряного медведя" за вклад художника и приз независимого жюри, но и все фестивальные дни активно продавался на кинорынке EFM, что проходит в рамках кинофестиваля, причем на стендах сразу нескольких стран (проект сделан в копродукции).

Результаты не заставили себя ждать - картину приобрел Netflix. В рамках кинорынка впервые была представлена "Гофманиада". Мультфильм делался около 15 лет, и казалось, что его не завершат никогда. Но "Союзмультфильм" довел дело до конца и, образно говоря, "дошел до Берлина" - устроил премьеру, на которой не только показали мультфильм, но и продемонстрировали, как именно он делался. Смешанные технологии помогли оживить рисунки - как Михаила Шемякина, так и самого Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Видеоряд в картине - не имеет аналогов. Фильм "Профиль" Тимура Бекмамбетова, все действие которого происходит на рабочем столе компьютера, получил высшую награду второго по значимости конкурса фестиваля "Панорама".

И вот что сказал режиссер о значимости новых технологий сегодня: "За последние 15 лет все человеческие отношения переместились в цифровой мир. Общение по "скайпу", любовная переписка, работа - вся наша жизнь протекает на различных экранах: компьютеров, телефонов, планшетов. Я считаю, если мы хотим рассказывать правдивые истории, то они должны отражать эту часть нашей жизни, поэтому моя компания начала производство так называемых screenlife фильмов - когда все действие разворачивается на экране главного героя". Тимур Бекмамбетов, кстати, с 2015 года уже сделал семь фильмов в этой технологии screenlife - жизнь на экране. Все - в разных жанрах. Выпустил только три. Готовится снимать в серии "фильмы на десктопе" новую адаптацию "Ромео и Джульетты".

Однако после фестиваля с уверенностью можно говорить о том, что настоящее соперничество в киноидустрии развернулось на 68-м Берлинале не в рамках показа фестивальных фильмов - это лишь видимая часть айсберга, а в плане представления новых технологий в кино. И тут россияне были на передовой.

Во-первых, на кинорынке представляли технологию виртуальной реальности, хотя этим в среде профессионалов уже мало кого удивишь. VR входит в нашу жизнь, как когда-то мобильные телефоны. Пока часть фестивальной публики смотрела фильм открытия фестиваля "Остров Собак" Уэса Андерсона (он получил "Серебряного медведя" за режиссуру), другие люди, а иногда и те, и другие одновременно, могли познакомиться с фильмом о фильме, где в виртуальной реальности было показано, как именно снималось это кино. На кинорынке была оборудована специальная площадка-кинозал, где можно было смотреть кино в формате VR. Россияне представили там 12 картин, самые громкие из которых "Эрмитаж VR" с Константином Хабенским, новелла "В окопах Первой мировой" проекта "Революция 360" телеканала RT и другие.

Несколько панельных дискуссий на EFM были посвящены стриминговому вещанию - то есть тому, с какой стремительной скоростью растут подписки на такие сервисы как, например, Netflix и Amazon. "Стриминговые службы перегоняют медиатеки. Девять из десяти немцев используют интернет" - такова вводка у статьи-исследования на эту тему в берлинской ежедневной газете Tagespiegel. В материале, в частности, говорится о том, что "за год на 20 процентов выросло использование видео-стриминговых служб - таких как Netflix, Amazon и Maxdome. Теперь 38 процентов граждан используют именно эти возможности просмотра сериалов и фильмов".

Однако подлинной революцией на кинорынке EFM стало представление технологии блокчейн применительно к кино. И здесь наши соотечественники - среди тех, кто первыми подхватил тренд. Для нашей страны он важен более всего тем, что позволит решить проблему с пиратством, а также - упростит доступ к зрителю для независимого кино. Возьмем для примера проект MoviesСhain by TVzavr, который представляли партнерам на рынке в Берлине. Онлайн-кинотеатр TVzavr - одна из крупнейших российских интернет-платформ по кино - заговорил об этом проекте на своей презентации сезона примерно полгода назад. Если сейчас многие кинодеятели, причем принимающие ключевые решения, не знают, что такое блокчейн, то тогда об этой технологии не знали и подавно.

Объясним популярным языком. Блокчейн это архитектура открытой базы данных, где сами данные и доступ к ним защищены при помощи криптографии. Главный его принцип - прозрачность и невозможность поменять какие либо данные, которые в него уже были записаны. Блокчейн в киномире - это когда путь от автора фильма до зрителя максимально сокращается. Зритель может найти в короткое время все то, что его душа желает посмотреть. Причем - в любом жанре. И не только раскрученные блокбастеры, но и независимое кино. Автор же, в свою очередь, способен отследить, сколько человек посмотрели его фильм, и какое количество из этих людей досмотрели кино до конца. А те, кто прервался - на каком именно моменте. При этом идет речь о том, что из цепочки уходят дистрибьюторы контента. То есть продюсер предоставляет фильм на онлайн-платформу, а дистрибьюторские компании в пути фильма к зрителю становятся не нужны. Более того, при такой системе подачи контента пираты просто не смогут при всем желании ничего украсть, поскольку их действия мгновенно увидят все.

На вопрос, чем отличаются блокчейн платформы в кино от того же Netflix - ответ таков. Во-первых, все, что соединяет производителей кино с потребителями, полностью прозрачно. Во-вторых - на Netflix со своим контентом не так просто попасть. Сейчас ресурс купил фильм "Довлатов" - и это для производителей и продавцов контента в России - достижение. То, что Александр Цекало смог продать на Netflix 6 сериалов компании "Среда" - от "Фарцы" до "Метода" - это тоже прорыв. Буквально вчера пришла новость о том, что сериалы кинокомпании "Марс Медиа" проданы для показа в американском онлайн-кинотеатре Amazon, и уже в 2018 году на этой площадке выйдут: "Великая", "Григорий Р", "Второе зрение", "Единичка" и "Старое ружье", а также "Снайперы. Любовь под прицелом".

"Но Amazon и Netflix в силу своей влиятельной позиции на рынке забирают у производителей 50 процентов доходов. Такого не может быть у блокчейн-киноплатформ, например, таких, как  MoviesChain by TVzavr. Они предлагают финансово гораздо лучшие условия, а также с помощью блокчейна полную прозрачность всех транзакций на платформе", - поясняет Алексей Еременко, финансовый консультант этой блокчейн-платформы. Кроме того, блокчейн-платформы могут создавать свои токены-криптовалюту.

Скажем, MoviesСhain by TVzavr выпускают свои токены - ZVR. Ими можно рассчитываться за просмотр кино. Если перевести в доллары - за один фильм, который можно смотреть всей семьей, нужно будет заплатить полтора доллара или ту же сумму в "завриках". При этом зритель получает доступ к уникальному контенту, который нигде в другом месте не посмотрит.

Первых партнеров российские компании, которые продвигают технологию блокчейн в кино, не только нашли в Берлине, но собираются искать и на Каннском кинофестивале. На кинорынке "Марше дю фильм" - он проходит в рамках киносмотра - впервые будет работать так называемая "Блокчейн-деревня" - специальный павильон где можно будет представить свои наработки, а также - обмениваться опытом. Онлайн-кинотеатр TVzavr со своей блокчейн-платформой - не единственные, кто представит там нашу страну.

На кинорынке в Берлине обозреватель "РГ" спросила мнение о новой технологии блокчейна в кино у Жерома Пайярда - исполнительного директора рынка Каннского фестиваля "Марше дю фильм".

"Проект MoviesChain by TVzavr, как и другие, которые используют технологию связи блокчейна и кино - это, конечно, не абсолютное будущее, но значимая часть будущего, - ответил он. - Я думаю, что это очень хорошо с точки зрения того, что технология несет больше прозрачности, в том числе - и в финансовых отношениях между продюсерами и конечным потребителем контента. Мы на Каннском рынке "Марше дю Фильм" много места и внимания уделяем новым технологиям в целом и блокчейну - в частности. Мы поддерживаем все то, что может принести пользу, как производителям контента, так и зрителям. А биткоин и криптовалюта могут быть очень полезны для прямых платежей в странах, где есть трудности с кредитными картами. Сейчас проблема заключается в том, что в ряде стран у биткоина не очень хороший имидж. Пока еще многим не полностью понятно - откуда эти деньги. Есть ощущение, что они не очень "чистые" и законные. К тому же резко меняется курс - от 15 тысяч долларов за биткоин до восьми. Это шокирует многих - в основном, тех, кто мало что понимает в криптовалюте. Но я убежден в том, что новая криптовалюта может иметь более высокие стандарты контроля и этики, что позволит людям - в частности, тем, кто связан с кино и просто любит его - более уверенно ее использовать".

С таким оптимизмом смотрят на будущее технологии блокчейн в кино не только на рынке контента в Канне. Можно судить по эффективности работы уже в Берлине: среди первых партнеров, найденных там у MoviesChain by TVzavr - знаменитая французская киностудия Gaumont. А также французские студии Celluloid Dreams, Memento Films, SND, TF1 и итальянская Parche. Киностудии разместят на блокчейн-платформе весь объем своих библиотек, а это - громадные возможности для выбора зрителей в первую очередь.

Мнения

Уиллем Дефо, актер:

Кино меняется с новыми технологиями. Становится более демократичным, имеет много путей развития. Это очень большой вопрос для меня. Могу отвечать долго. Но верю в лучшее.

Меня лично привлекают интерактивные технологии. Например, технология видеоигр. Но технологии также могут свести с ума. Это с одной стороны. С другой стороны - они дают много свободы и развязывают руки.

Артем Васильев, продюсер фильма "Довлатов" Алексея Германа-младшего, вошедшего в конкурсную программу 68-го Берлинале:

Ну что продюсер может сказать, если ему предлагается прямой доступ к потребителю, без дополнительных посредников и их процентов, с прозрачной и быстрой системой транзакций? Звучит как сказка, но если это действительно будет так работать, то это замечательно! Новые лидеры онлайн-сервисов - действительно новые мейджоры (Я имею в виду Netflix, Amazon и новые, стремительно развивающиеся системы и ресурсы). И вместе с большой пользой и удобством с ними приходит их собственная повестка по контенту. Если будет ясный способ избежать диктата мейджеров и напрямую связать аудиторию, способную платить за контент, с производителем, то я обеими руками "за".

Арсен Готлиб, продюсер:

Мое отношение к представленному проекту позитивное, поскольку, в первую очередь, блокчейн позволяет правообладателю стопроцентный контроль за доходами. Оттого, что система для правообладателя прозрачна, ему не нужно надеяться на честность дистрибьютора - эта необходимость отпадает автоматически.

Большой плюс вижу в том, что вы, как правообладатель, имеете возможность наблюдать весь процесс распределения средств за просмотр вашего фильма, от момента оплаты пользователем контента , оплаты доли дистрибьютора и провайдера, перечисления вам вашей доли непосредственно на ваш криптовалютный счет, конвертацию криптовалюты и перевод конвертированных средств на банковский счёт.

Раиса Фомина, генеральный директор компании INTERCINEMA:

Очень позитивно отношусь к новым технологиям, и то, что сейчас пытаются соединить кино, блокчейн и криптовалюты, звучит очень заманчиво. Давно работаю в кино и много повидала за это время. Например, я помню еще времена, когда фильмы перевозили через границу, требовалось разрешение таможни, для этого нужно было запастись большим количеством документов. У меня бывали ситуации, когда уже через два дня объявлена российская премьера, а мне говорят, что фильм на таможне будет еще неделю. Как решались такие вопросы - отдельная история. И вот теперь, благодаря новым технологиям, кино не знает границ. Каждый зритель может смотреть то, что ему близко. Любой продюсер и дистрибьютор, даже начинающий, в современном мире способен найти пути, чтобы об его фильме узнали все. Даже разговор о таких планах - уже поднимает настроение и укрепляет уверенность в завтрашнем дне.

Александр Шульгин, визионер, венчурный инвестор, эксперт в области блокчейн и цифровой экономики:

Данный вектор, безусловно, коллегами из MovieChain by TVzavr взят правильный. Децентрализация и все, что связанно с распределенными реестрами и технологией блокчейн, вошло в состояние хайпа. Это актуально, прозорливо, модно, трендово и так далее. Но всем ли по пути с такими трендами?

Важным является то, что нужно продумывать до конца все аспекты, касающиеся интеллектуальной собственности - ибо если ты пошел в блокчейн, то тут соблюдение прав на интеллектуальную собственность имеет ключевое значение, и оно надежно защищено именно как раз-таки блокчейном. Это бы хорошим знаком и для рынка, и для сбора средств - то, что получены лицензии на патенты и все защищено правом. Инвесторы любят, когда их деньги защищают, их риски страхуют.

Далее - сама природа технологии блокчейн нацелена на уничтожение/исключение посредников (третьих лиц), а такие сервисы и платформа - и есть явные третьи лица между контентом и зрителем.

В целом же идея децентрализованного медиаконтента - прекрасна и открывает волшебные перспективы. Двигаться в эту сторону надо, и - быстрее!

Между тем

В дни 68-го Берлинале влиятельный журнал "Screen" опубликовал большую статью о технологии блокчейн в кино, где рассказывал о шведском стартапе Cinezen Blockchained Entertainment AB. Эта компания создана ветераном российской киноиндустрии Сэмом Клебановым и командой разработчиков. Их проект планирует предложить пользователям крупнейшую онлайн-библиотеку фильмов со всех уголков земного шара. Как обещано - каждая картина найдет свою аудиторию благодаря самому принципу организации платформы, а технология блокчейн позволит правообладателям получать гарантированную оплату, "ведь каждая продажа или аренда будет сохраняться в единой цепочке транзакций, которую нельзя ни изменить, ни удалить". Сэм Клебанов в разговоре с обозревателем "РГ" пояснил, как это работает. Все желающие получат возможность участвовать в дистрибуции фильмов. Любой человек или компания смогут самостоятельно создать собственный магазин в рамках общей структуры Cinezen, сохранив при этом полную творческую и управленческую свободу выбирать, курировать и продавать любой контент, который доступен в библиотеке. Образно говоря, захочет создать свою "киноветку" известный кинокритик - то есть собрать те фильмы, которые предпочитает смотреть именно он. Любой зритель, доверяющий его мнению, может последовать за его рекомендациями и тут же получить доступ к фильмам. В Берлине во время кинорынка EFM были подписали первые лицензионные соглашения между Cinezen и рядом агентов по продажам.

"Блокчейн по-прежнему является относительно новой технологией, но она уже трансформирует мир, и мы считаем, что она также изменит рынок кинодистрибьюции. Учитывая большой интерес международной киноиндустрии к нашему проекту, мы ожидаем, что число подписанных сделок значительно возрастет в ближайшие недели после Берлинале. Я веду переговоры по проекту с правообладателями на всех кинорынках, начиная с сентября, когда мы начали работу над проектом. На сегодняшний день список потенциальных поставщиков контента для нашего маркетплейса включает уже более 250 компаний со всего мира, и мы не собираемся останавливаться", - говорит Сэм Клебанов.

При этом подчеркивает, что "блокчейн - это механизм, который гарантирует всем участникам честное и прямое распределение доходов. И снимает главную проблему, которая есть в кинобизнесе - отсутствие доверия между сторонами. Все знают, что четко, когда все друг другу посылают контент - нет никакого способа проверить партнеров - все может быть, как честным, так и плодом фантазии. Все построено на доверии". Также Клебанов говорит о том, что о работе без посредников говорить преждевременно: "Они всегда есть и никуда не денутся. Если есть режиссер, то он работает с продюсером, продюсер, в свою очередь, работает с агентами по продажам, потому что ему хочется чтобы фильм выходил и в кинотеатрах, и на других ресурсах. Есть многие ситуации, когда посредник необходим - мы все работаем с теми, у кого есть права".