27.03.2018 21:00
    Поделиться

    Михаил Швыдкой: Здравый смысл уступает место коллективным истерикам

    "Я люблю Рембрандта и живую природу, в том числе амурских тигров. Полагаю, что российскому народу и российскому правительству не надо объяснять почему - им понятна эта любовь", - Томас С. Каплан, владелец и учредитель (вместе со своей женой Дафной) знаменитой "Лейденской коллекции", постоянно прописанной в Нью-Йорке, выступал не просто как первоклассный оратор, но как проповедник, искренне верующий в свою миссию. "Могут спросить: что объединяет произведения Рембрандта и амурских тигров?" Я готов ответить: "Сила красоты!"

    Именитых любителей искусства, которые хотели как можно раньше посмотреть работы Рембрандта, Вермеера и других великих художников "золотого века" нидерландской живописи из коллекции четы Капланов, в ГМИИ им. А. С. Пушкина оказалось так много, что Марине Лошак и ее сотрудникам пришлось устраивать две церемонии открытия - 26 и 27 марта.

    В первый вечер перед Т. Капланом и М. Лошак выступала заместитель председателя правительства России Ольга Голодец, возглавляющая Попечительский совет музея, а среди гостей можно было увидеть не только директора Эрмитажа М. Пиотровского ("Лейденская коллекция" с Волхонки переедет в Петербург) и вице-мэра Москвы Л. Печатникова, но и послов тех стран, которые в этот же день, 26 марта 2018 года, объявили о высылке российских дипломатов, демонстрируя солидарность с позицией Великобритании "по делу Скрипаля". Это примечательное гротесковое совпадение обсуждали и в частных беседах, и в публичных выступлениях. Т. Каплан говорил о том, как важно, что выставка "Лейденской коллекции" в Москве открылась именно в "этот день". И что собравшиеся в Итальянском дворике Пушкинского музея люди - американские евреи, русские православные, нидерландские протестанты, итальянские католики объединены общим делом. И общим пониманием того, что люди искусства должны строить мосты между народами, а не взрывать их.

    В день, когда власти США решили выслать 60 российских дипломатов и закрыть Генеральное консульство РФ в Сиэтле, это звучало как символ веры не только одного мудрого и благородного человека, но и сообщества всех людей культуры. И патетики в этих словах было не больше, чем здравого смысла.

    В ГМИИ им. А. С. Пушкина собрались люди, которые знают не только цену, но и силу культуры. Именно в этом музее всегда знали, что никакие "железные занавесы", никакие идеологические битвы не в состоянии разрушить единство развития планетарных творческих процессов. Это прекрасно понимал основатель музея, профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Это доказала всей своей деятельностью нынешний президент музея Ирина Александровна Антонова. Нынешний директор музея Марина Лошак, сохраняя и развивая миссию ГМИИ им. А. С. Пушкина - просветительскую, открыто гуманистическую, создает выставочные проекты, в которых единство мирового искусства, взаимопроникновение различных культур открывается со всей возможной полнотой.

    Люди искусства должны строить мосты между народами, а не взрывать их

    Понятно, что мои рассуждения - это заметки москвича, впервые прикоснувшегося к зарубежной живописи именно здесь, в здании на Волхонке. В Петербурге подобную миссию осуществляет Эрмитаж, а в Нью-Йорке музей Метрополитен, в Париже - Лувр, в Мадриде - Прадо. В пространствах художественных музеев сущностное единство человечества при всем его великом многообразии раскрывается не менее остро, чем в музеях антропологии, где различия рас и этносов тем не менее не оставляют сомнений в общности того биологического вида из рода людей, который именуют "Человек разумный".

    Время от времени, к сожалению, приходится сомневаться в справедливости подобного определения нашего вида. Архаика в политике, экономике, быте разрушает ценности культуры и цивилизации, которые накапливались столетиями. Здравый смысл уступает место коллективным истерикам. Сильные игроки пытаются менять правила международной жизни, заботясь только о своих сиюминутных интересах и не задумываясь над тем, что они могут столкнуться с аналогичным поведением своих партнеров. Угроза войны всех против всех оказывается не гипотезой Томаса Гоббса, а надвигающейся реальностью, способной разрушить не только привычный миропорядок, но саму жизнь на нашей планете.

    И в этом стремлении к всеобщему разрушению все рассуждения о том, что красота спасет мир, пусть и принадлежащие перу Ф. М. Достоевского, большинству кажутся жалкими и беспомощными. Но что тогда способно спасти человека? Что способно пробудить его сердце, его душу к созиданию и добру? Ведь неслучайно А. И. Солженицын в своей Нобелевской лекции (о ней тоже вспоминал Т. Каплан) говорил о том, что когда "слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, то может быть причудливые, непредсказуемые, неожиданные поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место, и так выполнят работу за всех трех?" В сегодняшнем жестком мире подобные слова могут вызвать ироническую улыбку искушенных политиков, и они могут быть вовсе не расслышаны людьми, живущими под бременем повседневных забот. Но есть ли другие ценности, которые можно противопоставить безрассудному цинизму?..

    В художественных музеях единство человечества раскрывается не менее остро, чем в антропологических

    Когда меня спрашивают о том, чем я занимаюсь на своей главной и основной работе в Министерстве иностранных дел РФ в качестве специального представителя президента России по международному культурному сотрудничеству, то ли в шутку, то ли всерьез отвечаю: "Любовью". Понимая, что это звучит двусмысленно, видя недоумение или подозрительность в глазах собеседника, продолжаю: "Любовью между народами". Не надо думать, что это занятие похоже на вечный праздник. Как писал Эрнест Хемингуэй: тот, кто не понимает, что любовь - это трагедия, тот никогда не любил.

    Поделиться