В основной конкурсной программе CannesSeries были представлены 10 сериалов из 9 стран мира. Также три проекта участвовали во внеконкурсном показе: третий сезон сериала "Версаль" (Versailles), также французский проект "Правда о деле Гарри Квеберта" (The Truth About the Harry Quebert Affair) и британский "Безопасность" (Safe).
Вечером 11 апреля жюри объявило имена шести победителей, удостоенных пальмовых ветвей. Команду жюри возглавлял писатель, автор детективных романов-триллеров Харлан Кобен (США).
Лучшим сериалом был назван израильский проект "Когда герои летают" (When heroes fly), представленный на конкурс компанией Keshet. Драматический триллер рассказывает о четырех друзьях - ветеранах войны, работающих в спецназе. Все они собрались выполнить свою последнюю миссию - отправиться в колумбийские джунгли, чтобы искать бесследно пропавших друга и сестру одного из главных героев. Стоит отметить, что многие из работ Keshet уже получили широкую известность после адаптации американскими студиями. Достаточно назвать сериал "Военнопленный", американская верския которого называется "Родина" с актрисой Клэр Дэйнс в роли инспектора-аналитика. Кстати, в 2015 году проект был адаптировал и в России, главную роль сыграл Владимир Машков.
Сразу две награды (за лучший сценарий и лучшую музыку) получил норвежский сериал "Состояние счастья" (State of Hapiness). Действие картины происходит в 1969 году в городе Ставангер - нефтяном клондайке для предпринимателей. На фоне больших событий зрители следят за жизненными историями четырех молодых людей. Мастерски прорисованные любовные линии - лучшее, что есть в первых эпизодах. Жанр ленты кардинально отличается от традиционного норвежского "нуара" и, скажем честно, увиденное не так захватывает, как могло бы.
Награды за лучший подбор актеров был удостоен еще один израильский проект "Мигель" (Miguel). Идея сериала весьма оригинальна: молодая израильская пара едет в Гватемалу, чтобы усыновить ребенка. Однако "муж" - это дизайнер-гей, который представлял себе процесс усыновления несколько иначе, быстро разочаровывается в мальчике. Его подруга пытается призвать к здравому смыслу, но тщетно. Сериал отличается яркой, неординарной работой актеров.
Лучшим актером, по мнению жюри, стал Франческо Монтанари, сыгравший в итальянском сериале "Охотник" (The Hunter). Действие разворачивается в Палермо 1993 года во время кровавой борьбы мафиозных кланов, а на фоне этих событий история некоего "Охотника", ставшего легендой среди итальянских гангстеров.
Параллельно с основным конкурсом на фестивале CannesSeries было несколько программ. Одна из них посвящена интернет-сериалам, как особому формату, который фантастическими темпами набирает популярность. В этом конкурсе также участвовало 10 проектов. В этой категории главная награда досталась проекту Dominos режиссера Зое Пельчат, который рассказывает о детях, пытающихся приспособиться к окружающему миру после смерти матери.
В рамках фестиваля состоялась и презентация новых сериальных проектов MIP Drama Screening. Попасть на подобный питчинг невероятно сложно, тем не менее, российские сериалы присутствуют в нем каждый год. Ранее это были сериалы "Матильда" (тогда еще фильм задумывался в этом жанре), "Территория" и "Лучше, чем люди" - последние два еще не вышли в России. В этом году в конкурс проектов будущих сериалов попал российский "Провокатор" (Trigger).
Перед началом MIP Drama Screening прошла презентация компании EVRODATA, которая проводит аналитику в мире контента. Они пояснили, что сегодня по шкале популярности криминальные сериалы на первом месте, драмы - на втором, комедии - на третьем. Самым непопулярным на сегодня жанром признана "мыльная опера". Возможно, именно поэтому из шести сериалов, представленных на питчинге, четыре были в жарне "криминал". Все они - немецко-австрийская "Вершина Язычников" (Pagan Peak), испанские "Гиганты", финские "Пуля" (Bullets) и "Арктический круг" (Arctic Circle) - откровенно неплохие, но все же российская лента "Провокатор" стала в этом "криминальном" ряду глотком свежего воздуха. Сериал рассказывает о психологии, и о любви. Главный герой в исполнении Максима Матвеева - психолог, который использует метод провокации, чтобы помогать людям. Герои-психологи были уже во многих сериалах, но "Провокатор" - совсем другой уровень работы. Без преувеличения можно сказать, что полный зал, затаив дыхание, следил за рабочими материалами российского проекта. Главным конкурентом нашему сериалу стала британская картина "Уборщицы" (Cleaning Up).
Однако, несмотря на яркие открытия, можно сказать, что в целом конкурсная программа первого фестиваля CannesSeries была слабовата. Большинство представленных проектов было похоже, словно они из одного инкубатора. Так упомянутая уже "Правда о деле Гарри Квеберта" рассказывает историю отношений писателя и 15-летней девочки, которая бесследно пропадает. Далее идет испанский сериал "Феликс", где также по сюжету пропадает девушка-китаянка. В немецкой "Стенографистке" тоже исчезает китайская девушка - дочка главной героини, которую играет звезда немецкого кино Ирис Бербен. Завершает круг южнокорейский сериал "Мама, где также пропадают девушки. Как тут не оглянуться на классический "Твин Пикс", и не посоветовать: может быть в следующем году пригласить председателем жюри Дэвида Линча? Что это: кризис сценарного жанра или общая тенденциозность отборщиков программы?
Хочется отметить, что излишняя торжественность мероприятия сделала фестиваль немного неуютным. Зрители любят сериалы за то, что их можно смотреть дома в пижаме с чашкой горячего кофе в руке. Организаторы же постарались сделать CannesSeries по модели знаменитого Каннского кинофестиваля: расстелили розовую дорожку, привезли звездных гостей. Однако, как только устроители добавили в организацию CannesSeries юмор (именно в таком ключе была поставлена церемония закрытия), все сразу встало на своим места. Ведущий "боролся" с тенью, в зале (за кадром) звучали комментарии сериальных зрителей, говоривших почему-то "мультяшными голосами", оригинальный квартет исполнителей, имитирующий музыкальные инструменты, представил мелодии из самых популярных сериалов. Жаль, что все это было лишь в конце фестиваля.
Еще одной ошибкой этого мероприятия стало его совпадение с открытием крупнейшего рынка контента MIP TV, который уже полвека проходит в Каннах в это же время. Подобное совмещение было сделано умышленно, но не пошло CannesSeries на пользу. В итоге залы на просмотрах сериалов, конечно, не пустовали, но и не были забиты под завязку. Почти на каждом углу на улице стояли девушки с пачкой билетов в руках и раздавали их тем, кто приехала на телерынок, но куда полезнее было бы привлечь сюда больше телекритиков, известных режиссеров, сценаристов и актеров со всей Европы - вот тогда был бы толк.
Подводя итоги, можно сказать, что первый блин хоть и не идеале, но комом не вышел. Опыт проведения подобного фестиваля будет полезным, например, для первого российского киносмотра, что пройдет в сентябре в Иваново. А над ошибками можно будет поработать. В любом случае, будущее фестиваля будет зависеть от того, сколько денег и идей Канны будут вкладывать в него вкладывать.