Политики ЕС обвинили США в грубом нарушении международного права

Удастся ли Европе усидеть на двух стульях - сохранить ядерную сделку с Ираном после выхода из нее Соединенных штатов и одновременно оставить на прежнем уровне экономические отношения с Вашингтоном? В Брюсселе по-прежнему рассчитывают на благополучный исход дела и здравомыслие Белого дома, который не станет ввергать еще в больший кризис трансатлантические отношения. Но с каждым новым заявлением американской администрации оптимизм Старого Света в отношении возможной договоренности с президентом США Дональдом Трампом все больше улетучивается.

"С наступлением столь неслыханного американского диктата сумеют ли европейцы возвратить себе независимость? Если Евросоюз подчинится Трампу, он утратит всякие доводы для своего существования", - констатирует французская газета Le Figaro. То, что у европейской прессы на языке, на уме у лидеров стран единой Европы. Список претензий к Трампу оказался слишком велик, чтобы они могли его проигнорировать. Тут и отказ от Парижского соглашения по климату, и открытие посольства в Иерусалиме, а теперь и выход США из Совместного плана действий с Ираном. Эта договоренность, кстати, была отражена в резолюции Совета безопасности ООН, которую члены Совбеза единогласно приняли три года назад и за которую голосовали американцы.

"Что в состоянии сделать европейцы перед лицом такой надменности?", - задается вопросом Le Figaro. Нет оснований считать, что практический ответ на этот риторический вопрос прозвучит в среду, когда в столице Болгарии соберутся главы государств и правительств стран ЕС для обсуждения, имеет ли ядерное соглашение с Ираном будущее. Впрочем, желательная для руководства единой Европы тональность предстоящей дискуссии известна - ее сформулировал глава Евросовета Дональд Туск в заранее разосланном участникам саммита письме . "Я бы хотел, чтобы наша дискуссия подтвердила без каких-либо сомнений, что до тех пор, пока Иран выполняет условия сделки, ЕС будет их тоже соблюдать", - предлагает адресатам Туск.

Помимо этой рамочной декларации, не имеющей по большому счету, практического значения, важным элементом саммита станут доклады, который сделают руководитель Еврокомиссии и глава европейской дипломатии. Они посвящены тому, как гипотетически защитить экономические интересы и инвестиции Старого Света в Иране после введения американских санкций.

Практически одновременно с саммитом Евросоюза, в Вашингтоне состоялся телефонный брифинг с участием высокопоставленных представителей Госдепартамента и минфина США. Они объясняли послам примерно из 200 стран, чего ждать миру после возобновления американских санкций против Ирана. Судя по утечкам, которые допустили участники прошедшей "беседы" ни о каких компромиссах с Европой в Белом доме не помышляют. Так по сведениям РИА Новости, на вопрос посла одного из африканских государств, которое заключило с Ираном много контрактов, собираются ли США компенсировать потери за сворачивание бизнеса с Тегераном, последовало категоричное "нет". Публичное несогласие с позицией Трампа высказал в ходе прошедшего в Вашингтоне Атлантического Совета посол Евросоюза в США Дэвид О Салливан. Свое выступление он посвятил развенчиванию мифов о ядерной сделке с Ираном, которыми оперирует Белый дом. Тем не менее, антиамериканский политический спектакль, который набирает силу в Европе, не производит на американскую администрацию ни малейшего впечатления.

Причины этого "спокойствия" с горечью сформулировала канцлер Германии Ангела Меркель. Выступая в бундестаге она подтвердила: "Германии для собственной безопасности нужно участие в альянсах, членство в ЕС и НАТО". Поэтому, по мнению канцлера, трансатлантические отношения имеют и сохранят для Берлина первостепенное значение и это остается неизменным.

Все что осталось еврочиновникам, столкнувшимся с планами Белого дома, - "довести мир до состояния джунглей", то есть сочинить перечень экономических шагов, которые гипотетически могли бы снизить эффективность американских санкций и сохранить сделку с Ираном. Эти шаги призваны защитить европейских производителей и финансовые институты, работающие с Тегераном, от экстерриториальных ограничительных мер со стороны США. Но на данном этапе это представляется практически не решаемой задачей - министр иностранных дел Британии Борис Джонсон уже констатировал сильное "электризующее" воздействие демарша Вашингтона на европейские деловые круги и посоветовал "быть реалистами". Правда, осталось не понятным, к кому обращался глава Форин-офиса - то ли к руководству Евросоюза, сохранившему надежду предложить Ирану "практические решения" для сохранения ядерной сделки, то ли к самому Ирану, потребовавшему гарантий сохранения экономических выгод от Совместного плана действий.

Предположительно 19-20 мая Тегеран посетит еврокомиссар по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете. Для минимизации эффекта от американских ограничительных мер иранские власти, в частности, предложили Евросоюзу при оплате иранской нефти перейти с доллара на евро - под американские санкции гипотетически не должны попасть финансовые институты, избегающие американской валюты. Предполагается создание в Европе специального банка - он, по словам посла Ирана в Берлине Али Маджеди, позволит европейцам вести торговлю и осуществлять транзакции с Ираном в евро. Также рассматривается применение Европейского инвестиционного фонда для защиты пострадавших от действий Вашингтона компаний. И, наконец. Европа может обновить решение Совета ЕС от 1996 года, которое запрещает физическим и юридическим лицам Старого Света подчиняться административным, законодательным и юридическим актам иностранных держав. Ранее этот документ ни разу не применялся в отношении Соединенных штатов.

Но эти шаги, которые призваны продемонстрировать переход Европы на "политическую самоокупаемость" - то что пресса Старого Света называет правом европейцев "взять свою судьбу в собственные руки", возможны только в одном случае: при наличии политической воли лидеров Старого Света мобилизоваться для спасения европейского суверенитета. Но с этим у Брюсселя традиционно сохраняются большие проблемы. Так что нынешняя вспышка решимости Европы подготовить до четвертого ноября, даты, когда будут запущены ключевые американские санкции против Ирана, перечень механизмов, защищающих европейско-иранское сотрудничество, может быстро угаснуть.

По итогам встречи министра иностранных дел Ирана с лидерами Евросоюза в Брюсселе, Джавад Зариф объявил о достижении политических договоренностей с ЕС о дальнейших шагах для сохранения Совместного плана действий. Тем не менее, его европейские собеседники не дали Тегерану ни торговых, ни банковских гарантий, по сути, переадресовав экспертам вопрос о дальнейшем экономическом сотрудничестве с Ираном. Руководство Евросоюза стремится избежать торговой войны с США и этим активно пользуется для продвижения собственной повестки американская администрация. А Старому Свету остается беспомощно вопрошать, чего стоят обязательства Америки, если они могут быть отозваны в любой момент и зависят от смены обитателя Белого дома? Но у Трампа с его Америкой, которая "превыше всего", эти европейские переживания вызывают лишь ироничную ухмылку.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"