Российские ученые-социологи - о секретах белорусского характера

Книга, "Понять Беларусь", о которой мы сегодня поговорим, - из разряда тех редких, которые если начинаешь читать, то потом очень трудно оторваться, хотя по жанру это не детектив и не занимательная приключенческая история. Это типичный "нон фикшн", написанный учеными-социологами - мужем и женой Сергеем Борисовым и Юлией Юшковой-Борисовой. Подзаголовок "Записки странствующих социологов" тоже не внушает любви с первого взгляда, и, тем не менее, мы рекомендуем прочитать книгу всем, кто интересуется Беларусью.

Впрочем, дадим слово одному из ее авторов, кандидату философских наук Сергею Борисову, с которым обозреватель "СОЮЗа" встретился и, как любят выражаться государственные мужи, "имел продолжительную беседу". Наиболее интересные ее фрагменты перед вами.

Сергей Викторович, вы не белорус, ваши родственники, насколько я знаю, не жили и не живут в Беларуси, в этом государстве, как вы утверждаете в предисловии, нет ничего экзотического и экстравагантного… Как же родилась идея написать такой труд?

Сергей Борисов: У нас, как у социологов, давно зрел профессиональный интерес к этой стране. До того мы серьезно занимались Молдовой, Казахстаном, Киргизией и поняли, что выходцы из бывшего СССР просто обречены на острый взаимный интерес. Ведь в 1991 году все стартовали практически с одной линии, почему же сегодня, спустя четверть  века, так разнятся политика, экономика, мировоззрение? Другими словами очень многие хотят знать: как после распада нашей некогда общей страны сложилась жизнь у соседей, как менялся менталитет граждан той или иной союзной республики, о чем мы сегодня думаем и мечтаем? То есть, интерес этот многослойный.

И все же: почему Беларусь, которая, в отличие, скажем, от среднеазиатских республик, всегда была наиболее близка и понятна россиянам?

Сергей Борисов: Как раз поэтому! Вы правы, Беларусь очень важна и ценна для нас - ментально, эмоционально, онтологически… Мы друг для друга - зеркала, смотрясь в которые, лучше понимаем сами себя. А еще потому, что внешнее восприятие ни одной из постсоветских стран не обременено таким количеством стереотипов и клише, как восприятие Беларуси, в том числе, нами, россиянами.

Каких, например?

Сергей Борисов: Их много. Ну, например, часто можно услышать суждение: Беларусь - наиболее "советизированный" фрагмент постсоветского мира и там наследие советской субцивилизации сохранено в наибольшем объеме. Или вот распространенное утверждение: Беларусь - младший брат России. В таких мнениях есть доля правоты, но они слишком поверхностны, мало что объясняют в реальной жизни современной Беларуси. Мы стремились заглянуть глубже, не боясь развенчать попутно какие-то расхожие мифы. Мы сразу решили, что как объект исследования наши соседи заслуживают самого серьезного подхода. А непредвзятый взгляд сторонних наблюдателей нам сразу подсказал: не так все просто, поскольку мы имеем дело с оригинальным историческим феноменом. Но главное, изучая Беларусь, мы, прежде всего, постарались избавиться от снисходительно-благодушного отношения к ней.

Как вы определяете жанр своей книги? Мне показалось, что отнести ее к сугубо научной нельзя, и этому мешает, прежде всего, легкий (в хорошем смысле этого слова) стиль, которым она написана.

Сергей Борисов: Вы правы, наша книга написана в научно-популярном жанре. Изучая Беларусь, мы всё время думали о том, как правильней изложить результаты нашей работы и пришли к твердому выводу: при описании и анализе страновой индивидуальности не стоит стремиться к исключительно академическому изложению. Столь многоуровневая, вернее, многоцветная реальность требует совмещения научного стиля с художественными образами, метафорами, аналогиями. Это и подсказало нам матрицу, в которую мы уложили, в конце концов, материал. Данный подход дал нам шанс по-настоящему понять Беларусь.

В своем исследовании вы применили метафорический образ Колеса?..

Сергей Борисов: Поначалу нам показался перспективным образ дерева, но вскоре мы от него отказались по простой причине: дерево никуда не двигается. А жизнь людей, стран и народов течет непрерывно, двигается, меняется. Когда родился образ колеса, все сразу встало на свои места. Колесо в свою очередь состоит из обода и спиц. Обод - это в нашей интерпретации "национальный характер", интеллектуальные особенности, психологические реакции, привычки, вкусы… Обод опирается на спицы - это ценности, смыслы, коды миропонимания, нравственные аксиомы, являющиеся основой культуры народа, закрепленные в его языке, как системе мышления, способе кодировки информации. Колеса нанизаны на оси - культуру: высокую, профессиональную, а также народную, бытовую. Вот такая картина у нас и нарисовалась… Найденная метафора прекрасно дополняет научное изложение, делает его более пластичным и выпуклым.

В двух словах сформулируйте: о чем ваша книга?

Сергей Борисов: Собственно в ходе нашей страноведческой "экспедиции" мы попытались найти убедительные ответы на два больших вопроса: Беларусь - она какая, и - почему она такая?

Прочтя книгу, могу с определенной долей уверенности сказать: вам это удалось. Но я, как и вы - россиянин. Интересно, а как оценили ваш труд белорусские читатели?

Сергей Борисов: Перед тем, как издать наше исследование (пока оно вышло небольшим тиражом - 200 экземпляров), мы разослали рукопись по многим белорусским адресам, прежде всего, респондентам нашего исследования - представителям культурной и интеллектуальной элиты страны. А в середине апреля провели в Минске презентацию книги, больше похожую на читательскую конференцию, где в дискуссии участвовали несколько десятков человек, в основном - гуманитарная интеллигенция белорусской столицы, включая журналистов. Было особенно приятно, когда эти люди хвалили те фрагменты, которые и мы сами считали наиболее удачными. Например, главный режиссер Национального академического театра имени Янки Купалы Николай Пинигин  рассказал при личной встрече, что, взяв накануне вечером книгу в руки, долго не мог оторваться от чтения. Николай Николаевич  наговорил комплиментов, после которых обычно говорят: жизнь удалась. И это была далеко не эмоциональная оценка. Хотя я прекрасно понимаю: когда читаешь, как иностранец пишет о твоей родной стране, непременно возникает определенная ревность, будто он заглядывает в замочную скважину.

Мы попытались найти убедительные ответы на два главных вопроса. Беларусь - она какая? И почему она такая?

Один раздел вы назвали "Беларусь и Россия". Какие выводы вы преподносите читателю, касаясь этой темы?

Сергей Борисов: Мы, Беларусь и Россия, действительно близки и нужны друг другу. Но надо ясно понимать: Россия для Беларуси далеко не то, что Беларусь для России, и наоборот. Не надо этого пугаться! Наоборот, именно асимметрия открывает новые возможности для укрепления и обогащения нашего единства. Мы убеждены, что наши страны созрели для новых, перспективных шагов в развитии взаимной интеграции. Но для этого нужно лучше понимать друг друга, приучить себя уважать не только то, что у нас есть общего, но и различия, неповторимые черты каждого из народов. Мы увидели: отношение населения Беларуси, включая гуманитарную элиту - наш главный источник информации - к России и россиянам стабильно и искренне хорошее. Однако  видение гражданами двух стран современных российско-белорусских отношений в чем-то отличается. К этому надо относится спокойно, без ревности и подозрительности. Так же, как к различиям в оценке некоторых страниц прошлого: историческая судьба у каждого народа своя. Мотивация интеграции двух стран и народов тоже не может быть одинаковой. Всё это - не препятствие, а, наоборот, дополнительный ресурс нашего сродства.

С интересом прочитал главку с анекдотами о белорусах. Не обидятся наши друзья?

Сергей Борисов: Анекдоты про белорусов привели в том виде, в каком их услышали из уст исключительно белорусов и ни в коем случае не представителей других этносов. Рассказчики делали это с большим чувством юмора и тонким артистизмом, что свидетельствует о способности к самоанализу, к самоиронии, без чего, как известно, невозможно развитие ни личности, ни нации.

В начале нашей беседы вы сказали, что постарались развенчать миф о советскости Республики Беларусь?

Сергей Борисов: Содержание экспертных интервью несколько по-иному поворачивает тему советскости этой страны. Становится понятно, что "советское ретро" в Беларуси на самом деле мало связано с идеологической верностью ушедшему общественному строю. В большей степени в его основе лежит такая традиционная черта национального белорусского характера как консерватизм. Наши респонденты настойчиво варьировали мысль о том, что "беларусы никогда не сломают старый дом, пока не выстроят новый". Думаю, здесь таится разгадка. Но более подробно об этом и о многом другом все желающие смогут прочитать в нашей книге.

 

цитата

"Описание национального характера - дело тонкое и часто неблагодарное. Сложно выделить самое важное и сложно описать предмет правдиво, но не задевая ничьих чувств…Тем не менее, мы рискнули и сделали попытку изучить белорусский характер, задавая респондентам вопросы о трех самых характерных качествах. Поскольку белорусами себя считают, как мы теперь понимаем, большее количество людей, чем являются ими по крови, вопрос мы задавали всем респондентам без исключения… Для большинства наших респондентов это была самохарактеристика".

(Из главы "Обод колеса. Национальный характер")

досье "СОЮЗа"

Сергей Борисов - директор "Экспертного центра "МЕРА" (Нижний Новгород). Социальный и политический аналитик, социолог, преподаватель вуза. Родился в 1959 году. Окончил философский факультет МГУ им. Ломоносова. Защитил кандидатскую диссертацию. Известен научными работами по регионологии, федералистики, социологии культуры и образования, сравнительном страноведении. Реализовал более 70-ти исследовательских, консалтинговых и организационных проектов. Среди заказчиков выступали Аналитический центр при Администрации Президента РФ и Министерство национальной и региональной политики РФ.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться