Максим Матвеев сыграет в премьерном спектакле МХТ им.Чехова

Кто такой человек из рыбы? Из какой он плоти и крови? Из чьей головы? Или детских сновидений? Спектакль - по новой, специально созданной для МХТ версии одноименного произведения молодого драматурга и театроведа Аси Волошиной. Обитателей своей "пьесы без стен" - филологов - она помещает в вымышленную питерскую квартиру на Караванной улице, хозяйка которой уехала жить на Бали, а комнаты сдала компании друзей. О чем они говорят, когда быта рядом столько, как в коммунальной квартире? Когда все стараются быть "нечеловечески вежливыми". Пытаются объяснить коллеге-иностранцу принципиальное различие между вроде однокоренными "наверняка" и "наверное", путаница с которыми приводит к забавным казусам. Делятся оптимистическими наблюдениями из внешнего мира: в супермаркете увидели на девушке бейджик "Стажер Любовь". И открывают для себя любимый город, как нового человека, будто находящегося в постоянной маске. А уж как тоскуют о нем…

Ася Волошина однажды пришла домой, отложила все дела и дописала (редко отрывая руки от клавиатуры) пьесу "Человек из рыбы", существовавшую в форме папок с какими-то бесконечными набросками, после потрясения от вахтанговского спектакля Бутусова "Бег". Герои "Бега" в изгнании мечтают о снеге на Караванной. Булгаковский образ снега (по мнению Волошиной - "великая метафора любви к родине, от которой уже, может быть, ничего не осталось, кроме этой нашей любви и тоски") кажется, перекочует и в мхатовский спектакль.

Случай исключительный - Юрий Бутусов обратился к современной драматургии. С Шекспиром, Чеховым, Гоголем, Брехтом прежде ему было интереснее вести режиссерские диалоги. Тем примечательнее, что для новой постановки в Художественном театре, где уже шли его "Гамлет" (премьера 2005-го года) и "Иванов" (2009-го), он выбрал начинающего автора. Неслучайно: пьеса "Человек из рыбы" вошла в шорт-лист конкурса "Первая читка" Володинского фестиваля в 2017 году, а экспертом, обратившим внимание на этот текст, был Юрий Бутусов. В том же сезоне по его же решению в Театре им. Ленсовета проходила лаборатория, полностью посвященная драматургии Аси Волошиной, результатом которой стали эскизы по шести ее пьесам.

На сегодняшний момент по ее текстам поставлено уже около тридцати спектаклей в пятнадцати российских городах (крайние точки географии - Хабаровск и Петропавловск-Камчатский) и трех зарубежных: Вроцлаве, Марселе и Таллине.

В своих обращениях к Шекспиру и Чехову Бутусов полагал, что "на самом деле не мы с ними что-то делаем, а они с нами делают невероятные вещи. Они нам разрешают это… Автор на самом деле сопротивляется всегда. Преодоление сопротивления и есть работа режиссера. Когда он говорит, что выражает автора, то это звучит несколько самонадеянно... Я могу выразить только себя посредством автора, вести с ним собственный диалог, пытаться открыть какую-то новую грань его творчества…" Что с нами с помощью Бутусова сделает автор Ася Волошина - узнать вдвойне интересно. Особенно если учесть, что запомнить ее диалоги - отдельный актерский подвиг. По ее предположению, режиссер не будет деконструировать пьесу, потому что она деконструирована уже на уровне текста - и достаточно радикально, и на этом многое строится.

Участвуют в театрально-лингвистическом эксперименте мхатовцы Андрей Бурковский, Максим Матвеев, Елизавета Янковская, Надежда Калеганова и петербургская актриса Лаура Пицхелаури, сыгравшая в спектаклях Бутусова множество знаковых ролей, включая и самую главную мужскую - Гамлета. А сама Ася Волошина тем временем наблюдает за своим новым литературным героем - для серии "ПТЖ" издательского проекта "Петербургского театрального журнала" она готовит книгу "Режиссер Бутусов".

Кстати

Предпремьерный показ "Человека из рыбы" Юрия Бутусова в МХТ им. Чехова. 7, 8 июля.