Как решить проблему кадрового дефицита в сельском хозяйстве

АПК Омской области продолжает испытывать острый кадровый голод. Зарплата и уровень жизни в селе оставляют желать лучшего. Большинство руководителей аграрных предприятий далеки от прогрессивных методов ведения хозяйства. В некоторых северных районах вообще нет подготовленных специалистов сельскохозяйственного профиля, а молодежь туда не рвется. Чтобы изменить ситуацию, необходимо принимать кардинальные меры, уверены региональные власти.

Недетский интерес

С проблемой кадрового дефицита сталкиваются даже крупные аграрные холдинги.

- На предприятии полным ходом идет модернизация, а проблема нехватки специалистов остается острой. Кадры стареют, а интерес молодежи к сельскохозяйственной отрасли падает, - констатирует руководитель отдела обучения и развития персонала крупного мясоперерабатывающего завода Екатерина Шкуренко. - Мы тесно сотрудничаем с вузами и ссузами. Стараемся индивидуально выстраивать отношения с практикантами, которые приходят к нам на втором курсе. Самым способным из них выплачиваем именные стипендии. Заниматься профориентацией нужно с самого раннего возраста. Сейчас в нашем поле зрения уже не только школьники, но и воспитанники детских садов, которых мы водим на экскурсии с дальним прицелом - заполучить их в штат, когда подрастут.

На предприятии ставят задачу - готовить специалистов своими силами, набирая их из близлежащих сел, рассчитывая, что ребята не захотят покидать свою малую родину и пополнят коллектив растущего предприятия.

По данным регионального министерства сельского хозяйства, выпускников омских вузов и ссузов для отрасли достаточно, но только четыре-шесть процентов из них идут работать по специальности. В этом есть и вина работодателей, которые жалуются на нехватку кадров, но не торопятся оформлять с ними официальные отношения. Если четыре года назад было два десятка заявок на целевиков, то в этом году не заключено ни одного такого договора.

Если четыре года назад в Омской области было два десятка заявок на обучение целевиков, то в этом году не заключено ни одного такого договора

По словам проректора по образовательной деятельности Омского государственного аграрного университета Светланы Комаровой, в вузе открывают агроклассы и летние школы, внедряют дистанционные и цифровые технологии обучения. Но многие дипломники покидают Прииртышье, едут устраивать свою судьбу в Москву, Тюмень и еще в три десятка регионов. Туда, где еще на практике зарабатывали по 60-70 тысяч руб-лей в месяц и где подъемные для сельскохозяйственных специалистов в два-три раза выше, чем в Омской области.

Кадровая конкуренция между регионами обостряется, и властям приходится с этим считаться. В региональном минсельхозе обещают, что выплаты начинающим специалистам АПК, которые в прошлом году получали до 100 тысяч рублей, увеличат вдвое. В шесть раз, по сравнению в 2016 годом (до ста), вырастет число домов, построенных для молодых сельских семей. Жилье смогут получить не только животноводы, ветеринары и механизаторы, но и врачи, педагоги, работники культуры. Семьдесят процентов стоимости оплатит региональная казна, а остальное добавят сами новоселы.

- За три года такие выплаты получили 186 специалистов, заявки подали еще 120 семей. Тем не менее собрать стартовый капитал многим не под силу, и мы мотивируем руководителей предприятий брать эти расходы на себя. В противном случае они рискуют потерять кадры, - отметила начальник профильной службы областного министерства сельского хозяйства и продовольствия Юлия Костюченко.

Случается, что работодатели обманывают молодежь, обещая золотые горы, а на деле выплачивая копейки. Такие факты, естественно, становятся хорошо известными и отбивают у выпускников всякое желание ехать в село.

Дело за малым

Эксперты утверждают, что современная молодежь отличается амбициозностью, но не торопится идти в предприниматели. Хотя власти стараются в этом помочь, выделяя гранты в размере до трех миллионов рублей. В прошлом году лишь два вузовских выпускника решились открыть собственное дело. И все же примеры удачной карьеры в регионе есть.

Несколько лет назад молодой предприниматель Иван Рафальский отправился поднимать сельское хозяйство в отдаленное село Муромцевского района, где не было ни дорог, ни газа, ни центрального отопления. Зато работали школа, детсад и дом культуры - уже что-то. Когда начинал - был сам себе и агроном, и животновод, и счетовод. Сейчас в хозяйстве Рафальского трудятся девяносто человек, в том числе из города, соседних деревень и даже из Казахстана. Но кадровая проблема остается для предпринимателя одной из главных.

- Ротация достигала 120 процентов. Одни увольнялись по три раза за год, другие, получив аванс, пропадали, - рассказывает Рафальский. - Чтобы остановить текучку, пришлось вводить стимулы. Проработал более семи лет - отправляйся в санаторий за счет хозяйства, получи беспроцентную ссуду на строительство жилья. Проработал больше - простим часть займа. Но если увольняешься - верни деньги. И ротация резко пошла на убыль. Трактористы, сварщики, бухгалтеры, рабочие уже построили пятнадцать домов. Сейчас возраст наших главных специалистов - инженера, агронома, зоотехника - 26-32 года.

Предприниматель приводит еще один пример.

- Полтора года без зоотехника обернулись для нас чудовищными финансовыми потерями. Коровы, как сговорившись, одна за другой стали цеплять всякую заразу. Начался падеж. Но пришел всего один образованный человек и полностью избавил хозяйство от этой головной боли, - вспоминает Иван Рафальский. - Поголовье выросло до девятисот коров.

Предприниматель признает, что собственная программа - дело, конечно, хорошее, однако без государственной поддержки осуществлять ее довольно сложно.

Попасть в алгоритм

Специалисты полагают, что решать кадровую проблему отрасли надо системно. С этого года в Омской области внедряют так называемый региональный стандарт. Проект, уже опробованный в восемнадцати субъектах федерации, сначала будут реализовывать самые крепкие хозяйства. А затем и все остальные.

- Задача "пилотных" работодателей - выстроить систему кадрового роста, - поясняет руководитель профильного департамента регионального министерства труда и социального развития Марина Хамова. - Согласно карте перспективного развития отраслей, до 2022 года региону потребуется шестьдесят тысяч работников, занятых главным образом в сфере обработки, и восемь тысяч - в сельском хозяйстве. Региональный стандарт предполагает стратегическое планирование, адресную работу с каждым участником в течение семи лет совместно с вузами, конкурсы дипломных проектов, возрождение системы наставничества, введение новых методик оценки квалификации. Все это в комплексе поможет прогнозировать и стабилизировать кадровую ситуацию.