16.08.2018 19:59
Поделиться

Фестиваль Валле д’Итрия представил "Джульетту и Ромео" Николы Ваккаи

У российских меломанов фестиваль Валле д’Итрия не на слуху по недоразумению. С 1975 года он проходит летом в крошечном итальянском Мартина-Франка в середине итальянского "каблука" - жарком, белоснежном, со всем своим барокко похожем на большую зефирину. Со знаменитым Арена-ди-Верона он соотносится как авторское кино с блокбастером, а не менее знаменитый фестиваль Россини в Пезаро ему прямой потомок. За оперное лето артисты часто перетекают с одного фестиваля на другой, но преуспевший в Мартина-Франка словно несет на себе знак качества - в том числе добравшись до Москвы, как, например, дебютировавший на Валле д’Итрия Джакомо Сагрипанти, дирижер-постановщик свежего "Бала-маскарада" Большого театра.

К созданию этого уникума когда-то приложил руку Паоло Грасси, известный у нас соратник Джорджо Стрелера, чтивший малую родину. Главное в фестивале Валле д’Итрия - внятная генеральная линия: фестиваль ищет раритеты и не известные на мировых сценах редакции, чтобы ввести их в оперный оборот, попутно прилагая богатый научный аппарат, диски с премьерами числом уже около 60 и способную музыкальную поросль, получившую понятие о незатертом бельканто.

Оперы и концерты проходят open-air, главная площадка - двор эффектного и идеально подходящего случаю Палаццо Дукале, представления начинаются с наступлением темноты, но этот курортный флер лишь рамка качественной продукции для требовательных меломанов. Нынешний 44-й по счету фестиваль придумывали арт-директор Альберто Триола, утонченный умница музик-директор Фабио Луизи и президент фестиваля Франко Пунци. Воскресили две уникальные оперы: "Джульетта и Ромео" Николы Ваккаи и "Ринальдо" Генделя в неаполитанской версии. О профессиональных установках можно судить уже по приглашению двух оркестров: музыку романтизма исполнял оркестр Академии Ла Скала, а барокко - специализирующийся на аутентичном исполнительстве оркестр La Scintilla из Цюриха.

Шедевр Ваккаи (с элегантно упомянутой первой Джульеттой) абсолютно не похож на другие разработки этой темы от его современника Беллини до знакомого до оскомины Прокофьева. Кастинг тщательный, и в нем виртуозный Ромео меццо Рафаэллы Лупиначчи, страстная рыжеволосая Джульетта сопрано Леоноры Бонилла и ее властный отец тенор Леонардо Кортеллацци увлекли свежими голосами, слаженными благодаря маэстро Сесто Кватрини, а режиссура не мешала артистам петь, деликатно подчеркивая главенство музыки.

Именно на главенстве музыки так же мягко и обдуманно настаивает музыкальный директор фестиваля маэстро Фабио Луизи. Универсал с громадным стилевым диапазоном, когда-то получавший огранку от великого Альберто Дзедды, и мировая звезда с приглашениями от Метрополитен до "Звезд белых ночей", он растит в певческой Академии Мартин-Франка молодые голоса и приглядывает за ними и здесь, и на опекаемом им же "Флорентийском музыкальном мае". Для своего выступления маэстро выбрал неаполитанскую версию "Ринальдо" Генделя, и ведомый им оркестр La Scintilla, работающий с ним много лет, сотворил упоительную барочную грезу.

Появившаяся в Италии на семь лет позже лондонской премьеры, эта версия "Ринальдо" была расширена под неаполитанский вкус, и щедрость ее арий, дуэтов и изысканных ансамблей сегодня смотрится как еще одно воплощение итальянской комедии масок. Даром что по воле режиссера Джорджио Сангати это маски поп-звезд конца ХХ века Фредди Меркьюри, Элтона Джона, Майкла Джексона - культурные слои точны и читаемы. Роскошная Армида Кармелы Ремигио и достойный ансамбль солистов, безупречный профессионализм оркестра плюс юмор, прозрачность и легкость действа привели к логичному результату: на последнем такте барочной оперы, традиционно не склонной к скромным размерам (и этот "Ринальдо" без купюр занял почти четыре часа), повис вопрос - "почему так мало?". Так фестиваль Валле д’Итрия в Мартина-Франка дал рецепт не только меломанского, но общечеловеческого счастья: юг Италии, старинный белый городок, качественная раритетная опера.