Согласно приговору Никандрову на три года запрещено занимать должности в правоохранительных структурах и органах государственной власти. Также он лишен специального звания генерал-майора юстиции. Во время прений прокурор просил также назначить Никандрову штраф в 65 миллионов рублей.
"Ему вменяется участие в организованной группе совместно с Михаилом Максименко и Александром Дрымановым. Общая сумма взятки, которая была получена при содействии Дмитрия Смычковского, - миллион долларов", - сообщил журналистам прокурор Игорь Потапов.
Однако Мосгорсуд, вынося вердикт, не стал назначать теперь уже бывшему генералу штраф.
Так как Никандров на стадии расследования признал вину и заключил сделку со следствием, его дело рассматривалось без исследования доказательств и с полным признанием вины.
Поскольку материалы имеют гриф секретности, заседание по существу проходило в закрытом от слушателей и журналистов режиме. В открытой части была оглашена лишь вводная и резолютивная часть приговора.
Самое громкое коррупционное дело в истории Следственного комитета России началось в июле 2016 года, когда сотрудниками ФСБ были задержаны сразу трое высокопоставленных офицеров СКР. По обвинению в получении взятки в особо крупном размере были арестованы глава управления собственной безопасности СК РФ Михаил Максименко, его заместитель Александр Ламонов и заместитель начальника ГСУ СК РФ по Москве Денис Никандров.
По версии следствия, высокопоставленные сотрудники СКР получили взятку в один миллион долларов за переквалификацию обвинения на более мягкое и последующее освобождение криминального авторитета Андрея Кочуйкова, известного в преступном мире как Итальянец. Он был одним из участников конфликта в декабре 2015 года вокруг ресторана Elements на Рочдельской улице, переросшего в перестрелку. В итоге два человека были убиты и восемь ранены. После перестрелки у ресторана Итальянец был задержан и по решению суда заключен под стражу в СИЗО "Матросская Тишина".
Когда через полгода - в июне 2016 года - заканчивался срок его ареста, следователи не вышли в суд с ходатайством о его продлении. В итоге Кочуйков законно вышел на свободу. Правда, ненадолго. Его буквально на выходе из "Матросской Тишины" задержали оперативники ФСБ. После чего против Итальянца было возбуждено новое уголовное дело о вымогательстве, которое Генпрокуратура передала не в Следственный комитет, а в МВД.
Сразу после неудавшегося освобождения Кочуйкова начались проверки сотрудников СК РФ, которые закончились громкими арестами. Как удалось установить следователям, взятку по просьбе Захария Калашова, известного в криминальных кругах как вор в законе Шакро Молодой, сотрудникам СКР передал бизнесмен Олег Шейхаметов. Во время следствия это дело начало обрастать новыми фигурантами. В декабре 2017 года был арестован экс-начальник следственного управления московского СК по Центральному административному округу Алексей Крамаренко, а в июле 2018-го - бывший руководитель столичного главка СКР Александр Дрыманов.
До момента ареста главный столичный следователь фигурировал в деле в качестве свидетеля. Все изменилось после того, как 30 мая генерал Дрыманов написал рапорт о выходе на пенсию. После чего он подал в адвокатскую палату Волгоградской области заявление на получение статуса адвоката.
Если бы он его получил, то дело в отношении него как спецсубъекта мог расследовать только Следственный комитет. Но следователи ФСБ арестовали его раньше и сразу предъявили обвинения.
Главная интрига в том, что показания на бывшего руководителя и действительно одного из самых заслуженных и опытных в стране следователей дал именно Денис Никандров. Никандров рассказал следователям о получении Дрымановым двух взяток. Одну в виде кредитной карты почти с 10 тысячами евро Никандров передал начальнику якобы за помощь в назначении на должность и покровительство по службе. Вторая взятка касается того самого миллиона долларов, который, по версии следствия, получили и разделили между собой офицеры СКР за облегчение судьбы Итальянца.
23 января на заседании в Мосгорсуде по делу в отношении Михаила Максименко гособвинитель заявил, что в переговорах о переквалификации дела в отношении Кочуйкова участвовал Дрыманов.
Сам Дрыманов своей вины не признал, а показания Никандрова назвал оговором. Тем не менее суд учел помощь следствию Дениса Никандрова, назначив ему почти минимальные 5,5 года заключения и при этом не стал назначать многомиллионный кратный штраф за взятку.
Кстати, Александр Ламонов, который полностью признал вину и заключил сделку со следствием, получил пять лет колонии строгого режима и штраф в 32 млн рублей.
А вот Михаил Максименко, который со следствием сотрудничать отказался и вины не признал, получил, что называется, "по полной": 13 лет строгого режима и штраф в 165 млн рублей.
Если своей вины не признает и Александр Дрыманов, который заявил о готовности защищать сам себя без адвокатов, то, несмотря на весь опыт и заслуги, он может получить самое суровое наказание.
Что касается Шакро Молодого, то в марте Никулинский суд приговорил его к 9 годам и 10 месяцам в колонии строгого режима. Андрей Кочуйков получил на год меньше. Шакро был признан виновным по двум эпизодам: в вымогательстве восьми миллионов рублей у владелицы ресторана Elements Жанны Ким и десяти миллионов рублей у директора компании "Норднефтегаз" Льва Гарамова.
Кстати, лишились свободы и полицейские из ОВД "Пресненский", которые не стали пресекать перестрелку на Рочдельской улице. Бывший врио начальника угрозыска ОВД Денис Ромашкин получил четыре года колонии общего режима, оперативник Ильдар Шакиров - три года и шесть месяцев, а участковый Ринат Зиннатулин - два года. Полицейских осудили за злоупотребление служебными полномочиями. По данным следствия, вместо того, чтобы вмешаться в опасную ситуацию, стражи порядка уехали с места инцидента и тем самым "совершили злоупотребление полномочиями в форме бездействия", которое повлекло тяжкие последствия - гибель двух участников столкновения и множественные травмы еще у семи. Перестрелка произошла из-за конфликта между хозяйкой ресторана Elements Жанной Ким и дизайнером Фатимой Мисиковой. Последняя считала, что Ким недоплатила ей 8 млн руб. за ремонт. Требовать у Ким деньги приехали подручные Шакро Молодого - Андрей Кочуйков по прозвищу Итальянец, Эдуард Романов и еще несколько человек. Ким, в свою очередь, позвала на переговоры отставного полковника КГБ адвоката Эдуарда Буданцева, который тоже прибыл не один. В итоге Буданцев, которого начали избивать, застрелил из наградного пистолета двоих подельников Кочуйкова и Романова. Буданцеву вменили убийство, а затем переквалифицировали обвинение на превышение пределов необходимой самообороны.