Владимир Владимирович, когда понятие "обманутый дольщик" насовсем уйдет из употребления?
Владимир Якушев: Когда все проблемные объекты будут достроены и права покупателей квартир восстановлены. "Дорожные карты" регионов по решению ситуации с проблемными объектами утверждены до 2024 года.
Должны ли дольщики доплачивать за достройку дома?
Владимир Якушев: Органы власти не обязаны отвечать за достройку проблемного объекта. Любой дольщик - это соинвестор, он должен понимать риски и быть готовым разделить их со строительной компанией. Сегодня региональная власть добровольно решает проблемы обманутых дольщиков. Добросовестный налогоплательщик может задать вопрос: почему его налоги должны, допустим, идти не на благоустройство дворов, а на достройку жилья дольщика, который принял решение инвестировать в проект деньги добровольно? И, тем не менее, регионы по доброй воле включаются в решение проблем дольщиков.
Минстрой планирует ввести индикатор надежности застройщика?
Владимир Якушев: Мы обсуждаем варианты рейтингования застройщиков, взяв за пример присвоение рейтингов банкам. Но пока не очевидно, насколько этот инструмент будет действенным.
Почему такая разница в цене на первичном рынке у регионов-соседей? Так, в Краснодаре жилье значительно дешевле, чем в Ростове. Неужели разница в технологиях, материалах или рабочей силе?
Владимир Якушев: Цены диктует рынок. Государство не регулирует стоимость жилья в регионах. Если квартиры реализуются в Ростове по более высокой цене, значит, покупатели готовы ее заплатить. Могу привести похожий пример: в соседнем с Тюменской областью Ханты-Мансийском автономном округе, до которого рукой подать, стоимость жилья выше в полтора-два раза.
Существует список из 55 банков, которые уполномочены работать по эскроу-счетам, однако в реальности работает лишь пара. Когда остальные подтянутся?
Владимир Якушев: По эскроу-счетам пока полностью готов работать и работает только Сбербанк. Остальные, как говорится, только делают подход к "снаряду". Важно, чтобы в переходный период все правильно трактовали новое законодательство, поэтому мы провели большое мероприятие, на котором разъяснили и банкам, и застройщикам его особенности. Утвержден состав документов, которые застройщик, работающий со средствами дольщиков, обязан представить в уполномоченный банк для открытия счета и проведения операций по нему. Работа идет. Кстати, первый проект в стране, который застройщик реализовал через счета эскроу, был запущен в Тюмени. У строительной компании все получилось неплохо.
С 1 сентября под каждое разрешение на строительство застройщики должны открыть отдельный расчетный счет. Об этом министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев напомнил компаниям, с которыми встретился во время выездного совещания в Тюмени.
Сегодня строительная отрасль фактически работает сразу в трех правовых режимах, связанных с законодательными новеллами о дольщиках. "Первый касается застройщиков, получивших разрешение на строительство до 1 июля 2018 года, - пояснил Владимир Якушев. - На них не действуют новые нормы законодательства за исключением усеченного банковского сопровождения. Второй правовой режим - переходный - для разрешений на строительство, полученных с 1 июля 2018 года по 1 июля 2019 года, когда к застройщикам, привлекающим деньги граждан, предъявляется ряд серьезных требований. И, наконец, с 1 июля следующего года строительные компании должны полностью перейти на эскроу-счета. В этой схеме большую роль начинает играть банковское сообщество. В этот период важно не навредить застройщикам".
Сами компании пока скептически относятся к новациям на рынке, больше всего возникает вопросов по банковскому сопровождению. На встрече с министром представитель одной из крупных тюменских компаний посетовал, что, открыв счет в банке, теперь практически невозможно направить деньги, к примеру, на социальные программы или другие текущие нужды, напрямую не связанные со стройкой.
На площадке министерства создана согласительная комиссия, которая будет рассматривать спорные случаи между банками и застройщиками, чтобы ни в коем случае не останавливались строительные работы, которые уже идут, отметил Владимир Якушев.
Ситуация в девелопменте выглядит не лучшим образом. По информации генерального директора Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) Николая Алексеенко, с 2016 года по настоящее время число застройщиков уменьшилось с пяти-шести до четырех тысяч компаний. "Каждый десятый девелопер имел финансовые проблемы", - констатировал Алексеенко. И если продолжать усиливать давление на строительный бизнес, то можно только усугубить проблемы на рынке, уверен он.
По данным Росстата, сокращение объемов жилищного строительства продолжается уже третий месяц. Самый серьезный спад в этом году был в мае, - 18,4 процента. К июлю ситуация стабилизировалась (снижение составило 8,1 процента), но рынок все еще остается в отрицательной зоне. На вопрос "РГ", связано ли снижение ввода жилья в этом году с новыми законодательными новеллами, Владимир Якушев сказал, что "падение отмечено только по многоквартирным домам, объемы индивидуального жилищного строительства демонстрируют серьезный рост. Общий объем ввода жилья, по сравнению с прошлым годом, не упал, а напротив, увеличился, хоть и ненамного". По его словам, вряд ли новации в законодательстве уже сейчас отразились на показателях ввода жилья. "Окончательные выводы можно делать только в январе следующего года", - пояснил министр.
Эксперты видят решение проблем с дольщиками в перенастройке всего строительного рынка. Необходимо, чтобы они понимали, что покупка квартиры - это не приобретение жилья с отсрочкой, а разделение инвестиционных рисков с девелопером. Пока же дольщики в случае возникновения проблем уповают на государство, которое вовсе не обязано им помогать.