издается с 1879Купить журнал

Лев Троцкий: "Создался еще один фронт - в грудной клетке Владимира Ильича..."

Какие вопросы задавали газеты в августе-сентябре 1918 года

30 августа 1918 года в редакциях московских и петроградских газет царила нервная обстановка. Утром в вестибюле Народного Комиссариата внутренних дел коммуны на Дворцовой набережной был застрелен председатель Петроградской ЧК Моисей Урицкий. Номера срочно переверстывались, с передовиц убирали заранее подготовленные тексты.

А в 22.40, когда многие газеты уже ушли в печать, поступила радиограмма председателя ЦИК Якова Свердлова о выстрелах на заводе Михельсона.

Кому это выгодно?

"Вечерняя заря", выпускаемая Самарской организацией меньшевиков, в последнем августовском номере 1918 года успела дать молнию: "Перехваченное только что в Самаре радио гласит, что на Ленина совершено покушение, он ранен двумя пулями"1. Это одно из немногих несоветских изданий, где не ограничивались перехватами. Уже 1 сентября в газете выходит аналитическая статья С. Лепского: "Стрелявший в Ленина нанес удары не столько по советской власти, сколько делу отрезвления широких масс от утопических идей Ленинского коммунизма". Автор проводит аналогию с убийством Марата и сравнивает Каплан с Шарлоттой Корде: "Ленин эмигрант, Ленин - теоретик марксизма и основатель большевизма превращается в Ленина - "героя", в "демиурга" истории, в виновника и в жертву крупного общественного движения".

Одним из первых автор высказывает версию о том, что устранение Ленина выгодно в первую очередь большевикам:

"Массы всегда связывают с популярным именем свои неизжитые иллюзии, и насильственное устранение вождя советской власти, несомненно, послужит только на пользу этой власти и будет способствовать укреплению большевистских иллюзий в этих массах на долгие годы"2.

Фанни Каплан

... и, как считается, ее браунинг с пулями, которыми она ранила Ленина.

Сколько было пуль?

31 августа "Известия" пишут о загадочной даме в серой шляпке, оказавшейся на заводе Михельсона рядом с председателем совета народных комиссаров. "...он шел окруженный густой толпой рабочих, среди которых было много детей. В этот момент к нему подошла какая-то женщина в серой шляпке и заговорила с ним. Тов. Ленин остановился"3.

3 сентября "Известия" со ссылкой на председателя рабочего комитета завода Михельсона товарища Иванова публикуют новые подробности: женщина в серой шляпке была не одна, незадолго до митинга она разговаривала с некой пожилой дамой. Более того, первым остановил Ленина после выступления некий гимназист 16-17 лет.

При этом очевидец приводит неожиданную деталь: "По моему мнению, гимназист напоминал лицом женщину, которая стреляла в тов. Ленина".

К этому времени удалось выяснить проблему, волновавшую даму в серой шляпке: "...женщина задала вопрос, отчего в Москву не пускают муку. Тов. Ленин отвечал ей, она возражала и пыталась завязать разговор. Отвечая на вопросы, тов. Ленин поставил ногу на подножку автомобиля, который ожидал его, и в это время раздался выстрел, затем другой, третий, четвертый. Ленин упал за автомобилем. Женщина, стоявшая с ним, была ранена в руку и в грудь"4.

1 сентября "Известия" обратились к рабочим с просьбой доставить в ВЧК отнятый у стрелявшей револьвер. 2 сентября некий рабочий принес оружие, о чем газета сообщила в номере от 3 сентября, указав, что в обойме оказалось три нерасстрелянных патрона из шести, а всего в товарища Ленина было произведено три выстрела5.

То, что пули было три, подтвердил и один из лечащих врачей председателя Совета народных комиссаров Николай Семашко в широко разошедшейся по советским газетам заметке "К покушению тов. Ленина"6.

Но, если все три пули угодили в Ленина, то кто и из какого оружия ранил женщину в серой шляпке? Увы, сведений о пострадавшей женщине крайне мало. В "Петроградской правде" в номере от 4 сентября в заметке "К покушению на председателя Совета Народных Комиссаров В.И. Ленина" говорится: "Раненую женщину увезли в больницу. Когда пришли в Петропавловскую больницу взять белье для этой раненой, то выяснилось, что она кастелянша из этой же больницы"7.

7 сентября газета "Вооруженный народ" рассказывает о незнакомке в шляпке и косвенно подтверждает, что выстрелов было как минимум четыре. "В данное время окончательно выяснилась личность сообщницы Каплан, покушавшейся на жизнь тов. Ленина.

Это - некая Попова, кастелянша Петропавловской больницы.

Она умышленно явилась на митинг и на завод и после митинга, подойдя к т. Ленину, с целью его задержания, обратилась к нему с вопросом... Передают некие подробности о личности Поповой. Это пустая мещаночка, слывет, как неугомонная сплетница и несет кличку "грязненькая газета". В больнице ее не терпели. Попова была ранена в грудь и лежит в одной из частных больниц"8.

Больше о Поповой в прессе никаких сведений не встречается, равно как и о пожилой женщине, которая после митинга хотела что-то спросить у Ленина.

Виноваты ли эсеры?

Самарский "Волжский день" в статье "Покушение на Ленина" опровергает обвинения об участии эсеров в подготовке покушения:

"Конечно, уверения большевиков, что в покушении на Ленина участвовали правые с.-ры, вздорны, как равным образом вздорны и все указания на то, что к этому делу приложили руку англичане и французы... Но в этом покушении есть нечто трагическое. Ведь оно свершилось там, "за рубежом", где провозглашены самые неограниченные свободы, где создано социалистическое отечество, где должен быть "земной рай". Там совершено покушение на жизнь руководителя советской власти, идейного вдохновителя этой власти, ее символа. Уйдет из жизни Ленин и унесет с собой в могилу самый фетиш своей идеи и перед ослепленными фанатиками окажется пустое место. Так изживает себя большевизм"9.

Ильич будет жить?

2 сентября 1918 года в Москве прошло заседание ЦИК. Впоследствии многие газеты опубликовали речь Льва Троцкого, народного комиссара по морским делам, в которой он ясно обозначил приоритеты. "...Наряду с фронтами, которые у нас имеются, у нас создался еще один фронт - в грудной клетке Владимира Ильича, где сейчас жизнь борется со смертью, и где, как мы надеемся, борьба будет закончена победой жизни. На наших военных фронтах победа чередуется с поражениями; есть много опасностей, но все товарищи, несомненно, признают, что этот фронт - кремлевский фронт - сейчас является самым тревожным"10. Речь Троцкого на заседании встретили овациями.

В городах вовсю шли стихийные митинги. Председатели местных советов и рабочих комитетов успокаивали граждан как могли: Ильич будет жить. Эта новость вызывала у трудящихся неизменную радость.

Высшие политические деятели старались смягчить сухие медицинские сводки. Например, 6 сентября по газетам разошлось сообщение тогдашнего управляющего делами Совета народных комиссаров Михаила Бонч-Бруевича: "Самочувствие прекрасное. Сегодня утром Владимир Ильич попросил: "Давайте костюм, хочу вставать"11.

Телеграмма В.Д. Бонч-Бруевича об улучшении состояния В.И. Ленина. 10 сентября 1918 года.

Также 6 сентября газеты пишут о Ленине: "Первый раз поднялся с постели. Воспользовавшись отсутствием врачей, он попросил дежурного санитара помочь ему встать. Владимир Ильич встал и прошелся по коридору. Температура от этого поднялась, но Владимир Ильич чувствует себя победителем"12.

На следующий день "Деревенская коммуна" в числе прочих пишет, что медработника, отпустившего Ленина, потом сильно отругали лечащие врачи. "Да разве можно товарищу Ленину в чем-нибудь отказать?" - приводит газета слова расстроенного мужчины13.

8 сентября "Петроградская правда" публикует развернутый отчет о ранениях Владимира Ленина со слов Николая Семашко.

"Уже сообщалось , что тов. Ленин был ранен двумя пулями. Одна из них (попала) в левую плечевую кость и, если бы не изменила направления, была бы безусловно опасна, если не смертельна, ибо она прошла бы в левую часть грудной полости, следовательно поранила бы левое легкое, если не сердце... Вторая пуля (которая по времени была нанесена, видимо, первой) пробила верхушку левого легкого, прошла через шею и остановилась с правой стороны шеи.

Имея в виду, что через шею проходят крупнейшие сосуды, нервы, важнейшие органы (позвоночник со спинным мозгом, пищевод, дыхательное горло) нужно признать, что эта пуля могла быть безусловно смертельной и даже смертельной на месте. Отклонись она на несколько сантиметров на своем пути, повреди она перечисленные органы или сосуды, последствия были бы самые серьезные, если не безнадежные"14.

Третья пуля, как пишет Семашко, пробила в двух местах пальто, порвала пиджак, но не задела самого Ленина.

Полосы советских газет наводняют сотни телеграмм и писем в поддержку Ильича. Но все громче звучат призывы взяться за оружие:

"Мы дети Петергоф. дет.труд.ком. преисполнены негодованием и безгранично жалеем о том, что малы мы еще, что не выросли и не окрепли для того, чтобы вооружиться и вместе с вами, дорогие старшие товарищи, в открытом честном бою в последней решительной схватке беспощадно мстить за страдания наших вождей", - 6 сентября "Петроградская правда" публикует резолюцию подростков из детской трудовой коммуны Петергофа15.

В своем порыве они не одиноки: со всей страны приходят сообщения - к красному террору готовы!

ДОСЛОВНО

"Не сломлен могучий титан..."

Еще несколько цитат из августовских-сентябрьских газет 1918 года

За что ты, товарищ, страдаешь?И в нас всех смертельней испуг...За то, что ты бедных спасаешь,За то, что ты бедных всех друг,Народ богачи, тунеядцыНе в силах ничем подкупить,- Его они страшно бояться,- Так надо вождей всех убить!Но вам, богачи, неудача:Не сломлен могучий титан;Уж, видно, была незадача.Чтоб пал он от вражеских ран!

Коммунист Г. Гулов*"Трудовая жизнь", 24 сентября 1918 г

"Когда раздались выстрелы, окружавшие Ленина рабочие на миг растерялись... Ленин, уже раненный, воскликнул: - Товарищи, спокойствие!.. Держитесь организованно...".

Газета "Беднота", 1 сентября.

"... все время он (Ленин) находится в бодром состоянии духа, шутит и на требования врачей совершенно забыть о делах отвечает, что теперь не такое время".

"Известия" за 1 сентября.

"Больной шутит, заявляет врачам, что они ему надоели, не хочет подчиняться дисциплине, шутя подвергая врачей перекрестному допросу, вообще "бушует". Сегодня мы все окрылены надеждой. Решающие дни по ходу болезни, однако, еще впереди".

Яков Свердлов в "Северной коммуне" за 2 сентября.

"Ильич почти здоров... Ильич и сейчас готов встать, все рвется к работе..."

Лечащий врач В.А. Обух в "Петроградской правде" за 7 сентября.

"Кровоизлияние в плевру почти всосалось. Сегодня наложена на руку повязка с вытяжением. Самочувствие хорошее. Больному разрешено немного вставать с постели. Регулярный выпуск бюллетеней прекращается".

"Известия" за 17 сентября.

"На основании этого бюллетеня и моего хорошего самочувствия, покорнейшая моя личная просьба не беспокоить врачей звонками и вопросами. 18-го сентября 1918 г.

В. Ульянов (Ленин)".

"Известия" за 19 сентября.

Ленин и Бонч-Бруевич на прогулке в Кремле. Октябрь 1918 года.

Цитаты собрала Юлия Башарова*

сохранена орфография и пунктуация оригинала

  • 1. Вечерняя заря. 1918. N 135. С. 2.
  • 2. Вечерняя заря. 1918. N 136. С. 1.
  • 3. Известия. 1918. N 187 С. 14. Известия. 1918. N 189 С. 4
  • 5. Там же.
  • 6. Петроградская правда. 1918. N 195. С. 2.
  • 7. Петроградская правда. 1918 г. N 191. С 2.
  • 8. Вооруженный народ. 1918. N 45. С. 3.
  • 9. Волжский день. 1918. N 64. С. 1.
  • 10. Вооруженный народ. 1918. N 45. С. 2.
  • 11. Петроградская правда. 1918. N 193. С. 1.
  • 12. Там же.
  • 13. Деревенская коммуна. 1918. N 13. С. 2.
  • 14. Петроградская правда. 1918. N 195. С. 2.
  • 15. Петроградская правда. 1918. N 192. С. 3.