Известность актрисе принес дебют на сцене санкт-петербургского Большого драматического театра им. М.Горького в постановке пьесы "Варвары" - юную актрису на роль Надежды Монаховой пригласил Товстоногов. Спектакль имел успех, а Татьяна Доронина стала одной из ведущих актрис театра. После переезда в Москву она блистала на сцене Московского художественного театра и Маяковки.
Однако всесоюзную славу Татьяне Дорониной принесли роли в кино 1960-70-х годов. "РГ" поздравляет актрису с юбилеем и вспоминает лучшие фильмы с ее участием.
Первым фильмом, прославившим Доронину, стала картина "Старшая сестра", вышедшая на экраны в 1966 году, а в прокате его посмотрели 22,5 миллионов зрителей. Актриса сыграла старшую из двух сестер, Надю.
По сюжету, сестры пережили ленинградскую блокаду и потеряли родителей. Ради сестры Наде пришлось отречься от своей мечты стать актрисой, однако героиня не оставила грезы о сцене и через многие годы вернулась к ним.
Эта роль раскрыла диапазон талантов актрисы: она поет романс на стихи Роберта Бернса "И я была девушкой юной", аккомпанирует себе на гитаре, танцует, чтобы шокировать молодого человека, которого родной дядя прочит ей в мужья, читает "Элегию в прозе" Белинского на экзамене в театральное училище, строки которой благодаря единственной в своем роде доронинской интонации знает каждый зритель: "Театр! Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей…?"
Следующий фильм с участием Дорониной вышел на экраны уже через год. В картине "Три тополя на Плющихе" она сыграла Нюру, замужнюю деревенскую женщину, внезапно встретившую в городе свою любовь.
Актриса тонко передала чувства героини, которая впервые в жизни нашла по-настоящему родственную душу, но не могла позволить себе остаться, потому продолжения этого знакомства не случилось. Для героини долг перед семьей - детьми и мужем - превыше всего.
Фильм получил первую премию на кинофестивале в Маар-дель-Плата и приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске. А песня Александры Пахмутовой "Нежность" в исполнении Татьяны Дорониной стала еще более популярной.
Героиней Дорониной в следующем фильме стала бортпроводница Наташа. Картина "Еще раз про любовь" вышла в прокат в 1968 году. Сценарий написал тогда молодой драматург Эдвард Радзинский (третий муж актрисы) по своей пьесе "104 страницы про любовь".
По сюжету Наташа, понимающая всю хрупкость настоящего счастья, встречает любовь. Но продолжения у красивого романа не случается - он приходит на свидание с цветами, но она в тот день погибает, спасая людей в авиакатастрофе.
После выхода фильма на экран Татьяна Доронина окончательно закрепила за собой статус звезды - по итогам опроса журнала "Советский экран" она была названа лучшей актрисой 1968 года за роли в фильмах "Три тополя на Плющихе" и "Еще раз про любовь". Кроме того, картина была высоко отмечена на колумбийском Международном кинофестивале в Картахене в 1969 году, где демонстрировалась вне конкурса. Жюри кинофестиваля присудило ей Гран-при "За мастерство режиссуры и высокие моральные качества".
В 1973 году на советские экраны вышла картина "Мачеха", в которой Татьяна Доронина сыграла Шуру Олеванцеву.
В картине, описывающей тихий семейный быт, как гром среди ясного неба, появляется девочка, дочка мужа героини, у которой только что умерла мать. Решено было удочерить ребенка. Соседи косятся, родные дети Шуры задирают приемную девочку, но Шура, старающаяся полюбить Свету, как собственного ребенка, и открывшая свои душу и сердце, получает взамен привязанность и любовь. Работа в картине "Мачеха" стала одной из самых ярких драматических ролей артистки.
Восьмисерийный фильм (проще сказать, сериал) "Ольга Сергеевна" (1975) режиссера Александра Прошкина, поставленный по повести Эдварда Радзинского "Воспоминания…", стал очередной яркой работой Татьяны Дорониной.
Фильм рассказывает о судьбе ученого-океанолога Ольги Сергеевны Вашкиной, которая через всю жизнь пронесла любовь лишь к одному человеку, однако ей так и не суждено было обрести счастье. Картина состоит из воспоминаний главной героини, и актриса сыграла Ольгу трех возрастов - влюбленную девушку, ищущую себя в науке, молодую красивую женщину и ученого, заявившего о себе в научном мире, но начинающего утрачивать иллюзии относительно собственного счастья.
По сути, Татьяна Доронина показала жизнь женщин, которые посвятили себя карьере, но у которых не осталось времени и сил на личное счастье.