Как добиться соблюдения противопожарных требований при эксплуатации ТК

Резонансные пожары последних лет в торговых комплексах и предприятиях общественного питания, повлекшие большие человеческие жертвы, указывают на схожие причины таких трагедий и побуждают профессионалов к выработке адекватных профилактических мер. Шаги предлагаются самые разные. Кому-то кажется панацеей возвращение в систему МЧС полномочий на проведение экспертизы проектной документации в области пожарной безопасности. Однако факты и их непредвзятый анализ говорят совсем о другом.

То, что случилось в Кемерово в торговом комплексе "Зимняя вишня", а ранее в ресторане "Хромая лошадь" в Перми и других не столь известных местах, было связано не с ошибками в проектировании, а с грубым попранием действующих правил и отсутствием эффективного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на эксплуатируемых объектах.

Это - с одной стороны. А с другой - передача экспертизы проектной документации в МЧС означала бы увеличение административных барьеров в строительной отрасли и разрушение института единой экспертизы, организованный по принципу "одного окна". Ведь что такое торговые комплексы, которые проектируют и строят сегодня? По существу они являются многофункциональными зданиями, то есть включают помещения с различным функционалом: торговля, общественное питание, досуг и развлечения, а также помещения спортивно-оздоровительные, офисные, складские, производственные и другие.

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проектировании таких торговых комплексов разрабатываются в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, а также перечнями национальных стандартов и сводов правил.

Надо признать, что система стандартизации в проектировании торговых комплексов является достаточно развитой. Однако на практике спроектировать многофункциональный торговый комплекс (МТК) в рамках существующей нормативной базы по пожарной безопасности весьма затруднительно. Возникает резонный вопрос "Почему?".

Дело в том, что проектирование торговых комплексов по действующим требованиям пожарной безопасности накладывает большое количество ограничений на предусматриваемые решения. И с такими ограничениями собственники, как правило, не соглашаются. Связано это, в первую очередь, с возрастающими потребностями и желаниями инвесторов к повышенным технико-экономическим показателям МТК и их функциональному наполнению.

Специалисты, участвующие в их реализации и работающие над воплощением задуманного, решают крайне сложную задачу. С одной стороны, коллектив инженеров и архитекторов должен работать над гармоничностью, внутренним комфортом, оригинальностью, экономической эффективностью проектируемого объекта, а с другой - обеспечить его безопасность, в том числе пожарную. Заказчики справедливо хотят, чтобы при проектировании и строительстве были заложены такие решения, которые исключали бы возможность возникновения пожара. И в то же время, если требования пожарной безопасности не вписываются в их пожелания или архитектурную концепцию, что случается достаточно часто, приоритет отдается последним.

В связи с этим представляемая в органы государственной или негосударственной экспертизы проектная документация на подавляющее большинство МТК разрабатывается на основании требований специальных технических условий (СТУ), которые содержат дополнительные мероприятия, компенсирующие допущенные в проекте отступления от требований пожарной безопасности. Таким образом, специальные технические условия являются своеобразным механизмом, позволяющим узаконить нестандартные проектные решения, которые не соответствуют требованиям, установленным в нормативных документах.

Строгое следование противопожарным нормам не препятствует внедрению новых технологий в проектировании и строительстве

Предусмотренная при этом и подвергаемая критике профессионального сообщества сложная процедура двойного согласования специальных технических условий - в МЧС и Минстрое России - по всей видимости должна обеспечивать обоснованность содержащихся в них требований. Однако при экспертизе проектной документации торговых комплексов по направлению пожарной безопасности специалисты нередко сталкиваются с серьезными недостатками. Много замечаний возникает в отношении правильности принятых параметров автоматической пожарной сигнализации, противодымной защиты, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, эффективностью работы автоматических установок пожаротушения и возможностью проведения мероприятий по спасению людей.

Если затронуть вопрос о неконтролируемых перепланировках МТК в процессе их эксплуатации, то здесь законодательством в области пожарной безопасности все уже предусмотрено и нужно лишь выполнять соответствующие требования. В частности, утвержденный Минстроем России в 2017 году свод правил СП 306.1325800.2017 "Многофункциональные торговые комплексы. Правила эксплуатации" устанавливает требования пожарной безопасности, которые необходимо выполнять, чтобы предотвратить пожар в торговом комплексе, а также защитить людей и имущество в случае его возникновения. Согласно данному своду правил, в состав эксплуатационной документации МТК входит целый комплекс документов, необходимых для поддержания требуемого уровня пожарной безопасности. Если такую документацию вести должным образом, то и неконтролируемые перепланировки прекратятся, и уровень пожарной безопасности многофункциональных торговых комплексов в целом существенно повысится.

Теперь о том, что касается использования в торговых комплексах современных облицовочных материалов. На стадии проектирования и экспертизы проектной документации МТК каких-то особых сложностей с этим обычно не возникает. Все предусматриваемые в проектной документации материалы, как правило, имеют необходимые сертификаты пожарной безопасности, подтверждающие их соответствие установленным требованиям. Проблемы могут возникать позднее, на стадии строительства, когда из желания сэкономить приобретаются более дешевые материалы с недопустимыми характеристиками пожарной опасности, появляются "подложные" сертификаты, не соблюдается технология производства работ и т. д.

Здесь следует обратить внимание, что для МТК еще большую опасность представляют размещаемые в общем объеме и ничем не выгораживаемые торговые и развлекательные объекты. Это, например, детские площадки и аттракционы с облицовочным покрытием из пластика. Батутные центры с обилием поролоновых или иных синтетических материалов. А еще - объекты островковой торговли, которые в целях увеличения прибыли размещают в атриумах и пассажах. Каждый такой "островок" торговли имеет площадь не более 10 квадратных метров и не подлежит выделению ограждающими конструкциями. Но в торговых центрах такие "островки" зачастую размещены сплошной линией по центру эвакуационного прохода.

Говоря о сложностях в проектировании МТК, надо признать и то, что в требованиях нормативных документов строительной отрасли порой встречаются противоречия. А существующая нормативная база по вопросам пожарной безопасности в целом нуждается в совершенствовании, актуализации и единоначалии. Поэтому целесообразно рассмотреть возможность коллегиальной переработки действующих нормативных документов на межведомственном уровне. В ходе такой работы в нормативные документы, возможно, будут включены требования, согласованные в СТУ с вариантами дополнительных компенсирующих мероприятий. Это позволит, не ухудшая параметры безопасности проектируемых объектов, сократить административные барьеры, отказавшись от необходимости разработки и согласования на каждый вновь проектируемый МТК специальных технических условий.

Другими словами, вместо перетягивания полномочий от одного ведомства к другому следовало бы совместно внедрять перспективные разработки и решения. В том числе технологии информационного моделирования и цифрового проектирования. Было бы правильным внедрить для объектов капитального строительства что-то вроде "электронного паспорта" и обеспечить к нему доступ в режиме реального времени для контролирующих органов. Основные архитектурные и конструктивные параметры объекта, исправность инженерно-технических систем противопожарной защиты и других систем безопасности, состояние эвакуационных путей и выходов, изменение объемно-планировочных решений - все это могло бы быть отражено в таком документе.

Еще одним большим плюсом в случае реализации данного подхода стало бы наличие у подразделений пожарной охраны реальной информации об объекте защиты для составления, корректировки и отработки оперативного плана пожаротушения. Сегодня службы пожаротушения зачастую не имеют актуальных сведений о зданиях и сооружениях. А то, что подобное положение вещей недопустимо и чревато серьезными последствиями, объяснять не нужно.

Визитная карточка

Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы" (ФАУ "Главгосэкспертиза России") является государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Красавин Александр Вадимович с 1997 года проходил службу в МВД и МЧС России, начальник управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России (с 2007 года). Проводил государственную экспертизу проектной документации по направлениям "Пожарная безопасность" и "Инженерно-технические мероприятия ГО и ЧС" объектов оборонного комплекса России, объектов использования атомной энергии, нефтегазового и горно-металлургического комплексов, объектов тепло- и электроэнергетики, объектов космодрома Восточный, саммита АТЭС во Владивостоке, олимпийских объектов в Краснодарском крае, спортивных объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года.