28.09.2018 18:10
    Поделиться

    Как снизить число ДТП из-за неисправных автомобилей

    Впервые, согласно статистике Госавтоинспекции за восемь месяцев текущего года, количество аварий, в которых участвовали неисправные транспортные средства, пошло на снижение по сравнению с показателями за последние несколько лет.

    Впрочем, учитывая с какой скоростью эта аварийность росла, то снижение довольно незначительное. Но все-таки это снижение. Судите сами. За восемь месяцев 2018-го в России произошло 3863 таких ДТП. Это на 2,6 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В них погибли 597 человек, а это уже на 2,4 процента больше, чем годом ранее.

    Но, еще раз повторимся: это снижение произошло впервые за несколько лет. Так, в 2015 году с неисправными транспортными средствами произошло 2553 аварий. И это на 30 процентов больше, чем в 2014-м. В 2016 году произошел катастрофический всплеск таких ДТП. Тогда было зафиксировано 5394 аварии, что на 111,3 процента, чем годом ранее. В них погибли 978 человек. Это почти на 82 процента больше, чем в 2015-м. В 2017 году количество таких ДТП выросло почти на 20 процентов. Всего произошло 6455 ДТП, в которых погибли 1058 человек.

    Как сообщил корреспонденту "РГ", начальник отдела технадзора Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России полковник полиции Сергей Чипурин, сокращение удалось добиться усилением контроля за перевозчиками. Впрочем, не менее важный фактор - повышение ответственности этих самых перевозчиков. Речь идет не о штрафах, а о любви к своим машинам.

    Понятно, что один из способов не допустить выезда неисправных машин на дорогу, это регулярное проведение техосмотра. К сожалению, за последнее время к этой услуге владельцы автотранспорта стали относиться с пренебрежением. В результате, техосмотр превратился в дополнительный налог. Его просто покупают, даже не предъявляя машину на осмотр.

    Причем делают это не только владельцы легковушек, но и хозяева автопарков, которые занимают грузовыми и пассажирскими перевозками. Примечательно, что у нас также который год подряд растет количество аварий с грузовиками и автобусами. А любая авария с автобусом отличается высокой тяжестью последствий. Ведь в ней получают травмы, а то и лишаются жизни сразу большое количество людей.

    Да, Госавтоинспекция регулярно проверяет автобусы на наличие пройденного ТО, но ведь к каждому автобусу инспектора не приставишь. Не так давно в Москве произошла авария с рейсовым автобусом. Он врезался в остановку общественного транспорта, где стояли люди. На кадрах, снятых видеорегистратором, который был установлен непосредственно в кабине водителя, видно, как он отчаянно крутил руль влево, но машина упорно ехала вправо. Неисправность рулевого управления налицо. В результате - авария, в которой пострадали люди.

    После проведения профилактических мероприятий региональные подразделения Госавтоинспекции регулярно отчитываются о выявлении десятков автобусов с различными неисправностями, при которых их эксплуатация запрещена. И если сотрудник ГИБДД выявит автобус с такой неисправностью на дороге, то дальше автобус поедет только на эвакуаторе.

    Примечательно, что штрафы за отсутствие техосмотра невелики - от 500 до 800 рублей. Но выявить такое нарушение можно, только остановив машину для проверки, или уже после ДТП.

    По данным Госавтоинспекции всего за 8 месяцев этого года за отсутствие техосмотра были привлечены к ответственности 18 000 человек. В прошлом году - 21 000.

    Согласно нашему законодательству автобусы, то есть транспортные средства с количеством пассажирских мест более восьми, должны проходить техосмотр раз в полгода. Это же требование распространяется и на такси. Таким образом законодатель пытался обезопасить пассажиров. На деле, не все автобусы, а уж тем более такси проходят этот осмотр хотя бы раз в год. То есть перед покупкой полиса ОСАГО. Полис просто не продадут без действующего техосмотра. А без полиса передвигаться по дорогам запрещено. Правда, штраф за это тоже крупным не назовешь - 800 рублей.

    Но проблема заключается в том, что сейчас есть возможность купить диагностическую карту без предъявления на осмотр автомобиля. Причем такая диагностическая карта будет внесена в единую информационную систему ЕАИС ТО. То есть, страховщик, продавая полис, будет уверен, что машина техосмотр прошла.

    Да, страховку водитель автобуса покупает один раз в год. А техосмотр обязан проходить раз в полгода. При этом он не обязан возить с собой диагностическую карту. Но инспектор, остановив машину, всегда может проверить по ЕАИС ТО прошел ли техосмотр данный автобус или нет. Зачастую, при такой проверке выясняется, что у автобуса, который базируется на автобазе в Московской области, техосмотр пройден в ХМАО. Всем понятно, что диагностическая карта была куплена без предъявления автобуса к осмотру, но доказать это крайне сложно.

    Чтобы сломать эту новую порочную систему, глава российской Госавтоинспекции генерал-лейтенант полиции Михаил Черников предложил даже вернуть контроль за проведением техосмотра автобусов в руки ГИБДД. Впрочем, предложений по усилению контроля за ТО много. Например, установка на всех линиях пунктов техосмотра приборов фотовидеофиксации, с помощью которых можно будет убедиться, что машина проходила ТО. К слову сказать, такой видеоконтроль был и тогда, когда техосмотр был в ведомстве ГИБДД. Он, конечно, усложнил жизнь владельцам автотранспорта, которые покупали техосмотр, но не сильно. Им приходилось все-таки пригонять машину на пункт. Вопросы к ее осмотру оставались, но на видео было запечатлено, что конкретный автомобиль точно был на пункте.

    Все автобусы, которые осуществляют перевозку пассажиров, должны быть оборудованы системой "ГЛОНАСС". Поэтому предлагается перед занесением в базу ЕАИС ТО проверять по спутнику, находился ли автомобиль в указанное в диагностической карте время по указанному там же адресу пункта техосмотра. Это предложение также обеспечит явку на пункты, но вряд ли гарантирует качество проверки. Хотя важно именно это.

    Бытует мнение, что если машина регулярно проходит техобслуживание, то в техосмотре она не нуждается. Но это мнение опровергают сами операторы ТО. По словам генерального директора компании-оператора техосмотра Виктора Арманова, довольно частый случай, когда к ним приезжают после работ по техобслуживанию, и выясняется, что у машины не держит ручник. Или тормозная система завоздушена. А был случай, когда прямо на стенде проверки у машины лопнул патрубок и она лишилась тормозов. Этот водитель потом приезжал, благодарил, что ему жизнь спасли.

    - Люди не понимают, что техосмотр - это независимая экспертиза безопасности транспортного средства, - поясняет "РГ" Виктор Арманов. - Приходят люди старой формации, которые еще помнят советский техосмотр. Мы обслуживаем только предприятия по госконтрактам. Больше никто не идет на техосмотр.

    По данным Арманова, сейчас лишь процентов 20 от всего автопарка проходят техосмотр. В результате - рост аварий по причине неисправности транспорта. Причем, на техосмотр приезжает более-менее приличная техника, а если посмотреть на те автобусы, которые по дорогам ездят, то страшно становится. Они точно не пройдут ТО. Парк стареет и переходит в частные руки. А там строгого контроля за состоянием машин нет.

    - Сегодня остро стоит вопрос детских групповых перевозок автобусами, в частности школьными, - говорит президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре. - Парк автобусов старый, и на фоне переноса сроков принятия нормативов о максимальном возрасте автобусов, используемых для организованной перевозки групп детей, особенно актуальна процедура техосмотра. Сегодня к процедуре проверки состояния транспортных средств относятся очень поверхностно, забывая о цели, ради которой она существует. Тщательная проверка состояния транспортного средства играет важнейшую роль в обеспечении безопасности детей. Для того, чтобы ТО осуществлялось по всем правилам, считаю, что функцию техосмотра автобусов, нужно вернуть обратно в Госавтоинспекцию, с возможностью запрета их эксплуатации до исправления недочетов.

    По мнению Виктора Арманова, необходим строгий государственный контроль за проведением техосмотра. И такое поручение было дано президентом России еще в 2016 году, но до сих пор не выполнено. Кроме того, необходимо, чтобы страховые компании, если установлено, что авария произошла из-за неисправности автомобиля, который не проходил техосмотр, предъявляла ему регрессные требования.

    Как считает защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов, не прошедшие техосмотр автобусы, а также такси вообще не должны выезжать на дороги. А если с ними на маршруте происходит ДТП из-за неисправности, то тут надо привлекать к ответственности не по административной статье, а по уголовной. А именно по статье 238 УК РФ за оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности. Причем все основания для этого есть.

    Материал подготовлен в рамках
    Федеральной целевой программы
    "Повышение безопасности дорожного
    движения в 2013-2020 годах"
    .

    Поделиться