С жалобой на положения закона "О статусе военнослужащих" в высшую юридическую инстанцию России обратилась жительница Калининграда Галина Журавель. Ее муж отслужил в армии по контракту более 20 лет и умер вскоре после выхода на пенсию.
По закону за его вдовой сохраняется право на компенсационные выплаты за содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах. Однако закон не конкретизирует, идет речь о текущем или капитальном ремонте, что позволило судам общей юрисдикции отказать вдове в праве на компенсацию по оплате взносов на капремонт. При этом, как отмечено в заявлении Журавель, в регионах сложилась противоречивая правоприменительная практика: например, в Ленинградской области суд встал на сторону членов семьи умершего военнослужащего и компенсацию назначил.
По мнению заявительницы, такая неопределенность в законе нарушает конституционный принцип равенства перед законом и судом, а также положения статьи 39 Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на социальное обеспечение.
- Неясность формулировки закона препятствует получению мною социальных гарантий, которые должны быть одинаковыми для всех вдов военнослужащих вне зависимости от региона проживания, - указала Галина Журавель в своем заявлении.
Изучив обстоятельства дела, КС согласился с доводами вдовы. Тем более что согласно информации, предоставленной министерством труда и социальной защиты, в 83,9 процента субъектов РФ расходы по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов учитываются органами соцзащиты населения при исчислении размера компенсационных выплат и лишь в 16,1 процента субъектов, в том числе в Калининградской области, где проживает заявительница по настоящему делу, расходы по уплате взносов на капремонт не компенсируются.
Как указано в решении суда, "самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы может быть вполне достаточно для признания такой нормы противоречащей Конституции РФ".
На этом основании положения статьи 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" признаны не соответствующими Основному Закону страны: они допускают различный подход к решению вопроса о включении в состав расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах и тем самым приводят к необоснованной дифференциации размера компенсационных выплат.
Федеральному законодателю поручено устранить имеющуюся неопределенность, а до тех пор "расходы, понесенные собственниками жилых помещений, являющимися получателями данной меры социальной поддержки, подлежат учету в составе расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования". Дело Галины Журавель должно быть пересмотрено.