Cовсем недавно в этом году рижский градоначальник собирал у стен ратуши своих ополченцев, чтобы отстоять честное имя, попавшее под прессинг национал-радикалов, сформировавших после осенних парламентских выборов правительство русофобов. Несколько тысяч человек собрались в самом центре Старого города. Плакаты на русском и латышских языках кричаще призывали власть имущих. "Оставьте в покое Рижскую думу", "За Нила!", - скандировала площадь.
Одним из мотивов столь массовой акции стали обыски в Рижской думе и в загородном доме мэра. А вот поводом для их проведения, как утверждают местные источники, послужили расследования о коррупционном скандале на рижском предприятии "Ригас Сатиксме" еще шесть лет назад. В те годы городская администрация закупала автобусы и троллейбусы по завышенной цене, а часть денег из кармана налогоплательщиков напрямую перетекала в карманы чиновников. В результате Андрис Америкс - вице-мэр столицы - в конце прошлого года покинул свой пост.
Между прочим, тогда, обращаясь к собравшимся, мэр извинялся и за свои ошибки, и за то, что не успел сделать. "Но я не совершал ничего противоправного, за что мне было бы стыдно", - убежденно подчеркивал Ушаков. "Всегда буду бороться за русских, они моя семья. Всегда буду бороться за латышей, они моя семья. Всегда буду бороться за Латвию, это моя родина и другой не будет", - убеждал он митингующих.
Зато неожиданной оказалась реакция единственного союзника Ушакова в думской коалиции - партии Америкса. Вице-мэр Риги Олег Буров в интервью местному порталу пояснил, что на правлении партии было принято решение отказаться от участия в митинге. "Честь служить Риге" дистанцируется от активных политических акций", - заявил Буров, добавив, что он уважает и решение Ушакова остаться мэром Риги, и решение предыдущего вице-мэра Америкса уйти в отставку.
И вот, как в песне поется, новый поворот. Старые коллеги, взвесив все за и против, решили в очередной раз проявить солидарность и вместе сменить скромный личный бюджет городских чиновников на респектабельный доход европарламентариев в почти десять тысяч евро.
Есть такое старое выражение, когда количество переходит в качество. "У меня всегда хватало и хватает силы воли и характера бороться до последнего, но сейчас мы видим, что эта борьба в последние годы стала очевидной борьбой против меня лично. Из-за этой борьбы со мной страдает город и страдают рижане", - неожиданно публично прокомментировал во вторник свое решение Ушаков.
Местные аналитики уже успели окрестить этот его шаг как "политическое дежавю". Они напомнили, как шесть лет назад премьер Латвии Домбровскис, взяв на себя политическую ответственность за обрушение крыши торгового центра, тоже зимой демонстративно подал в отставку, чтобы уже летом занять высокий пост комиссара в Брюсселе.
Вот и Нила Ушакова потянуло по весне в бельгийскую столицу. Накануне он дал понять на пресс-конференции, что вместе со своим спарринг-партнером Америксом будет участвовать в борьбе за кресла в Европарламенте. Такой шаг вызвал растерянность у большинства аналитиков, тем более что он идет вразрез с его прежними обещаниями.
Даже премьер Кришьянис Кариньш неожиданно для всех дал понять, что "Ушакову было бы продуктивнее остаться в Риге и чинить дороги, а не бежать из Думы на новое рабочее место". Он напомнил, что у Нила Валерьевича еще остались обязанности и на нынешней должности.
А лидер Русского союза Латвии и экс-депутат Европарламента Татьяна Жданок допускает, что Ушаков "с таким упорством отрицал небезосновательные слухи о том, что он собрался в Брюссель, что все очевиднее становилось - ему нужно время для создания легенды". Но как говорил в подобных случаях герой из непобедимого фильма "Семнадцать мгновений весны": "Легенда хорошая, но сырая!"
"Ведь не так легко нарисовать для рижан картину маслом, на которой молочная река в кисельных берегах потечет в город из европейской столицы", - сомневается Жданок. В разные избирательные кампании от представителей согласистов, добавила она в интервью "РГ", "мы уже наслушались красивых сказок".
Один, по ее словам, обещал сделать гражданами всех неграждан: мол, знаю, как, "но тайну не выдаст пока не попадет в Брюссель". Другой грозился ввести равновеликие пенсии на пространстве ЕС от Люксембурга до Риги. А третий уверял, что приказом из Страсбурга можно уменьшить коммунальные платежи даже в Даугавпилсе.
На фоне столь пестрой ленты фантазий, добавила она, Ушакову предстояло поклясться рижанам в намерении совершить подвиг совсем неожиданный. И он о нем поведал. Мандат евродепутата нужен мэру для того, чтобы сразить с его помощью злого дракона, намеревающегося отнять у жителей столицы "Карту рижанина". Подробности операции, правда, не сообщались.
Ведь тогда стал бы ясен ее масштаб: чтобы добраться до смертельной для дракона иглы, нужно разобрать старое сооружение, включая конструкции из маастрихтстского, амстердамского и лиссабонского договоров с их иерархией компетенций, и создать такой новый общий дом, в котором трамваи всех европейских городов будут кататься по одинаковым утвержденным в Брюсселе правилам. Ход изящный, соглашается Жданок, но сомневается: "По силам ли он рижскому мэру, который даже дорожные ямы не успел залатать за десять лет своего председательства в городской Думе?"
Кстати, новость о том, что мэр столицы и ушедший недавно в отставку вице-мэр решили баллотироваться в ЕП не осталась без внимания и оппонентов политиков, которые активно делятся своей радостью в социальных сетях.
Если оба союзника будут избраны в ЕП, они получат депутатский иммунитет, аналогичный иммунитету депутатов сейма Латвии, пояснила местный порталам руководитель информационного бюро Европарламента в Латвии Марта Рибеле. С другой стороны, в случае, если у правоохранительных органов есть подозрения, что депутат в своей стране совершил преступление, отношение к нему будет таким же, как и к депутату парламента конкретной страны. Юридический комитет дает рекомендации по голосованию, и, если конкретное дело не касается работы депутата в Брюсселе, иммунитет отменяется, пояснила Рибеле.
Кто в этой ситуации сможет претендовать на кресло рижского градоначальника станет известно к концу недели.