Лукашенко отвечал на вопросы журналистов более семи часов

EPA
В Минске прошла большая пресс-конференция президента Беларуси Александра Лукашенко, на которую были приглашены журналисты белорусских, российских и иностранных СМИ.

Сам Лукашенко слова "пресс-конференция" избегал, называя общение с журналистами "большим разговором с президентом" и акцентируя внимание на том, что не столько хочет высказаться сам, сколько услышать мнение журналистов, понять их логику, посмотреть им в глаза. 

Разговор и правда получился большим: он длился больше семи часов с учетом пятнадцатиминутного перерыва. И вопросов, и желающих их задать было много: в большом зале организаторы собрали более двухсот журналистов, блогеров и экспертов, почти каждый из которых старался поймать взгляд пресс-секретаря президента Лукашенко Натальи Эйсмонт, чтобы высказаться. 

Однако все вопросы так или иначе касались трех тем: внутренних проблем Беларуси, внешней политики и взаимоотношений с Россией. Последняя тема стояла особняком: желающих обсудить ее было больше всего.

Первый же вопрос от радиостанции "Говорит Москва" касался будущего Союзного государства и дальнейших перспектив для интеграции России и Беларуси. Лукашенко отвечал эмоционально, даже упрекнул российского журналиста, что об этой теме вспомнили только сейчас, хотя о создании Союзного государства сам Лукашенко договорился еще с президентом Ельциным четверть века назад. 

Тем не менее он заявил, что Беларусь продолжит политику сближения с Россией, поскольку экономики двух стран тесно связаны между собой, и интеграция с Россией выгодна Беларуси. 

Президент Беларуси не исключает появления общей валюты с Россией. По его словам, это должен быть рубль, но не российский и не белорусский, а "наш, общий"

"Когда я определялся на заре независимости, с кем быть и как, во многом судьбу нашего государства определило то, что мы с Россией друг на друга завязаны как родные. Наши экономики завязаны", - сказал Лукашенко. И подчеркнул, что курс на сближение двух стран продолжится. Уже сейчас граждане России и Беларуси могут свободно перемещаться внутри Союзного государства. Следует, на его взгляд, преодолеть некоторые трудности с трансграничным перемещением товаров и созданием равных условий для работы предприятий России и Беларуси. 

Президент заявил даже, что не исключает возможности появления общей валюты с Россией. По его словам, это должен быть рубль, но не российский и не белорусский, а "наш, общий". И эмиссионный центр, который бы выпускал общую валюту, должен быть не в Москве и не в Минске. "Пусть он будет в Смоленске или в Петербурге. Петербург - это вообще мой любимый город", - сказал президент. 

После этих слов уже в Москве журналисты попросили прокомментировать это заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова. "Все это - предмет экспертного разговора, - сказал он. - Существуют соответствующие рабочие группы. О необходимости продолжения разговора в рамках этих групп говорили президенты в Сочи". На вопрос, увеличивают ли слова Лукашенко о готовности размещения эмиссионного центра в России шансы на общую валюту, Песков дал понять, что говорить об этом пока преждевременно: "Надо комплексно рассматривать эти вопросы". И добавил: "Отношения между нашими странами союзные и абсолютно братские, и это теплое отношение к Белоруссии, конечно, я думаю, что у нас доминирует".

Главная же мысль высказываний Лукашенко о союзе с Россией сводилась к тому, что он должен строиться на принципах равноправия, независимо от того, кто в отношениях "старший брат", а кто - "младший". Это касается в первую очередь условий функционирования промышленных. 

"Нам не надо ничего дешевого, мы хотим работать в равных условиях. Если газ будет стоить 60 долларов - хорошо, 200 - тоже, но условия для конкуренции должны быть равными и для российских, и для белорусских предприятий", - сказал белорусский лидер. 

Он несколько раз подчеркнул, что Беларусь - не нахлебник у России, а самостоятельное государство, способное прокормить свой народ, и что даже если страна берет у "старшего брата" кредиты, то всегда на рыночных условиях. По поводу главного "камня преткновения" российско-белорусских отношений - налогового маневра, в результате которого белорусские нефтеперерабатывающие заводы лишатся ценовых преференций при покупке российской нефти - и возможных потерь белорусский экономики от этого, Лукашенко гордо сказал: "Мы преувеличиваем давление налогового маневра России на экономику Беларуси. Примерно в 400 миллионов долларов нам в этом году обойдется налоговый маневр. При ВВП больше 50 миллиардов долларов мы как-нибудь это переживем, пережуем". 

Лукашенко постарался развеять опасения националистически настроенных СМИ Беларуси по поводу "империалистических устремлений" России. По его словам, наша страна не предпринимает никаких попыток поглотить Беларусь. По его словам, ни он, ни народ его страны не стремятся воссоздать СССР, потому что за четверть века, прошедшую с момента независимости, в стране родилось уже два поколения граждан, которые понимают, что с соседями нужно сотрудничать, но "жить в своей квартире". 

Все проблемы, возникающие внутри Союзного государства, Лукашенко предлагает решать на уровне союзных органов власти - высшего государственного совета, совета министров, парламентского собрания. Проблемы есть, говорит он, и главные для Беларуси среди них - запрет на поставки продовольственной продукции с ряда белорусских предприятий, ограничение на грузоперевозки по территории России, неравные условия конкуренции российских и белорусских промышленных предприятий. Но все они решаемы, считает Лукашенко, стоит только уделить им достаточно внимания с обеих сторон. 

А вот по поводу будущего интеграции внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Лукашенко сказал, что не испытывает особых надежд на большой прогресс, даже при условии, что в следующем году Беларусь будет там председательствовать.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться