На ММКФ показали белорусский фильм "Сашин ад"
Картина "Сашин ад" - драма под влиянием мамблгора и рассказывает историю встречи двух музыкантов, проживающих в разных странах - в Бельгии и Беларуси. Они познакомились в сетях и вот произошла их встреча в Минске.
Роли Оли и Саши исполнили бельгийский рэпер Vlad Lullaby и журналист Алексей Свирский. Сценарий Лаврецкий написал в соавторстве с мексиканцем Рэем Козом. На экране - обыкновенные хипстеры, которые живут в своем выдуманном мире. Надо прожить какое-то время на этом свете, чтобы читать таких людей, как книгу. Когда набирающий популярность рэпер Оли наконец встречает своего виртуального соавтора Сашу, их тусовочный уикенд меняет краски: андеграундный концерт, странная встреча с девушкой-готкой и, в конце концов, буквальный спуск в ад.
Мировая премьера "Сашиного ада" прошла в рамках программы "Фильмы, которых здесь не было", где среди прочего показали и участника последнего Берлинале "Золотую перчатку" Фатиха Акина.
Фильм по мексиканскому сценарию с бельгийским рэпером киновед Петр Щепотинник представил как "залихватский", пояснив, что в современном белорусском кино происходят интересные процессы. А программный директор Минского кинофестиваля Игорь Сукманов сказал, что скромный Саша - это и есть белорусская ментальность.
Беларусь имеет большой потенциал и славные традиции именно в жанре хоррора. Достаточно вспомнить фильм "Дикая охота короля Стаха" Валерия Рубинчика или "Иди и смотри" Элема Климова. Если мы хотим создавать честные картины, то нужно делать фильмы, которые вызывают сильные чувства.
Погружение в "Сашин ад" его создателям удалось совершить без бюджета, на "ручную" камеру. Фильм снят на пленку от старых VHS-видеокассет, из-за чего изображение приобретает частоту 50 кадров в секунду.
Главный герой Саша не атлетической внешности. Он работает в офисе. У него есть еще и параллельная жизнь. Он сочиняет биты (ритмы мелодии, под которые читают рэп) для бельгийского рэпера - широко известного в кругах ценителей субкультурных жанров.
Соавторы общались виртуально. Но вот звезда рэпа прилетает из Брюсселя в Минск, ходит по улицам, ест белорусскую пищу, дает концерт в клубе. Белоруски стоят в очереди, чтобы сделать с бельгийской звездой селфи.
Фильм сделан с нарушением всех правил, так снимать совершенно нельзя. Режиссеру Никите Лаврецкому 25 лет. Никита учится на киноведа в аспирантуре Белорусской государственной академии искусств. Сам из Минска, по профессии математик и обучал этой науке школьников.
- Фильм очень интересный, но и очень странный.
Никита Лаврецкий: Я наблюдаю и изучаю Сашу.
- Что такое мамблкор?
Никита Лаврецкий: Это поджанр независимого кинематографа, для которого свойствены низкий бюджет, участие актеров-любителей, естественность диалогов. Для мамблкор-фильмов характерны "настоящий" звук, не обработанный программами. Корни жанра можно отследить до французской "новой волны" 1960-х.
- В каком состоянии молодежное кино в Беларуси?
Никита Лаврецкий: В поиске. В нем идут накопительные процессы, но у нас нет Фонда кино, а финансируется только "Беларусьфильм". Я снимаю без финансирования. Актеры играли бесплатно, но я нашел соратников. В финале картины я ориентировался на "Твин Пикс" Дэвида Линча.
- С кем писали сценарий?
Никита Лаврецкий: Соавтор сценария Рэй Коз - мексиканец. Мы с ним познакомились на форумах про кино, чуть-чуть общались и переписывались.
- Как вы нашли бельгийца?
Никита Лаврецкий: Бельгиец Влад Лаллабай-рэпер. Его посоветовал мой друг из Минска. Я ему написал в инстаграме, прислал сценарий. Владу понравилось. Бельгийский музыкант действительно записывал треки с белорусским рэпером из Молодечно. И после съемок в фильме Влад поехал в Молодечно и познакомился со своим соавтором.
- Что главное для вас в творчестве?
Никита Лаврецкий: Эстетический эксперимент.
- Над чем работаете?
Никита Лаврецкий: Я монтирую авторско-биографический хоррор-эссе. Собираюсь снимать веб-сериал.
Московский международный кинофестиваль проходит с 18 по 25 апреля. В основную конкурсную программу вошли 13 картин. Россия представлена тремя фильмами: "Эпидемия" Павла Костомарова, "Надо мною солнце не садится" Любови Борисовой и "Воскресенье" Светланы Проскуриной. Жюри кинофестиваля - корейский режиссер Ким Ки Дук.