Вот лишь некоторые требования из нового проекта школьных стандартов:
- называть себя и членов семьи по имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес школы, название своего города/села, региона, страны;
- приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, праздников; профессий;
- различать объекты живой и неживой природы, овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- описывать самые распространенные в родном крае растения, деревья, кустарники, травы; основные группы животных, выделять их самые существенные признаки;
- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в и.ч. за сезонными изменениями в природе), опыты под руководством учителя, вести счет времени;
- использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- соблюдать правила безопасной работы в школе, на учебном месте школьника, безопасно использовать ресурсы Интернета и электронные ресурсы школы;
- соблюдать правила безопасного поведения пешехода, правила безопасности передвижения на самокатах, роликовых коньках.
- понимать прослушанный и прочитанный текст;
- устно составлять текст из 2-4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
- различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие звуки;
- определять в слове ударный слог;
- делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трехсложные слова без стечения согласных);
- знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;
- различать понятия "звук" и "буква";
- переносить слово по слогам (простые случаи: слова из слогов типа согласный+гласный);
- писать разборчиво;
- писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;
- находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;
- различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
- составлять предложение из набора форм слов;
- правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;
- читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов;
- писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
- пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер;
- считать двойками, пятерками; уметь разбивать четное число в пределах 20 пополам;
-находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число, сравнивать числа;
- складывать и вычитать(в пределах 20 -устно и письменно);
- знать, что такое слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность;
- знать переместительное свойство сложения (a + b = b + a);
- находить неизвестный компонент сложения;
- решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- сравнивать объекты по длине: длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже), (больше/меньше на);
- знать и использовать единицы длины: сантиметр, дециметр;
- измерять длину реальных объектов с помощью линейки;
- различать, называть геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг; куб и шар;
- устанавливать соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; различать право и лево с точки зрения другого человека;
- на нелинованной бумаге изображать от руки и с помощью инструментов треугольник, многоугольник, круг; на клетчатой бумаге -чертить квадрат, копировать изображения, составленные из точек и отрезков;
- группировать объекты по заданному признаку;
- различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в ячейку таблицы, извлекать данное из таблицы;
- выполнять простейшие алгоритмы, связанные с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур.
- читать вслух в темпе не менее 20 слов в минуту (без отметочного оценивания) ;
- читать осознанно, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть);
- понимать содержание прослушанного/прочитанного текста;
- различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);
- определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую и стихотворную речь;
- отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о содержании произведения (не менее 2 предложений); подтверждать ответ примерами из текста;
- пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; сочинять небольшие тесты по предложенному началу;
- ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
- объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.
Елена Романова, психолог, эксперт Обрсоюза:
- Это общие требования "под стандартного среднестатистического ребенка 7-8 лет". Другое дело - сейчас ребенка такого "среднестатистического" еще нужно поискать. У очень многих первоклашек уже свои планшеты и мобильные телефоны - отсюда "клиповое" мышление и неспособность работать с длинными текстами (значит, проблемы на уроках чтения, окружающего мира). В связи с тем, что малыши с пеленок проводят время с компьютерами и мультиками, а не с мамой и папой и сверстниками, многие идут в первый класс с нарушениями речи. Часто можно встретить у первоклашек рассеянное внимание, неспособность его удерживать, отвлекаемость. Все это негативные факторы.
Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:
- Современная образовательная программа в школе объективно сложнее, чем была у нас. Мы приходили в первый класс и не умели ни читать, ни писать. Сегодня к школе нужно наработать приличную "базу", потратить на это минимум год.
Конкретный пример из личного опыта: в хорошей столичной школе уже при приеме в подготовительную группу, то есть за год до первого класса, моя дочь сдавала "экзамены". Нужно было пройти собеседование, на котором, например, требовалось рассказать: что объединяет автобус, трамвай и машину (правильный ответ - транспорт). К началу первого класса ребенок уже читал по слогам, писал печатные буквы, считал до 20. Половина списка была освоена. Так что с учетом современных реалий указанные нормы вполне выполнимы. Другое дело, что многое зависит от первого педагога. И я понимаю мам и пап, которые уже в первом классе хватаются за голову, сидят с ребенком до ночи за домашними заданиями в попытках объяснить то, что он не усвоил на уроке.
Наталья Колганова, замдиректора лицея № 44 г. Липецка, почетный работник общего образования РФ, эксперт Обрсоюза:
- Требования по предмету "Окружающий мир" не просто посильны для первоклассника - они посильны даже для дошкольника. Математика? Она сегодня в центре внимания: развитие математических способностей важно для общего развития ребенка. Здесь есть счет в пределах 20 - он был в первом классе всегда, начиная с советской школы. Кроме того, мы всегда учили ребят, что задачу - это условие, вопрос, решение и ответ - запомнить несложно. Так же как и то, что 10 сантиметров - это один дециметр, запомнить самые простые геометрические фигуры...
Русский язык - различать звуки и буквы, составлять предложение. Если ребенок пришел в школу логопедически незапущенным, с этим проблем не будет.
Какие изученные правила правописания первоклассник должен уметь применять? Самые простые. Например, жи-ши, ча-ща, чу-щу. Прописная буква в именах собственных и в начале предложения. Это тоже всегда учили в первом классе.
Литературное чтение - предмет, как считают родители, один из самых трудных. Ребенок должен владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на целые слова. При этом установлена минимальная норма - 20 слов в минуту. На мой взгляд, она даже несколько занижена. Умение читать - главное, чему мы должны научить первоклассника: без этого дальше никак. Что важно? Ребенок должен понимать прочитанное. Чтобы с этим не было проблем, родители должны научить малыша еще до школы внимательно слушать и слышать других - это самое главное условие для успешного обучения в первом классе. Есть хороший тест. Мама дошкольника может взять короткое легкое четверостишие и прочитать его ребенку вслух три раза подряд. Если малыш сразу сможет повторить его по памяти - значит, проблем в первом классе, скорее всего, не будет.