Снос бюста маршала Жукова в Харькове, ставший продолжением протестных акций неонацистов в отношении проходящего в городе съезда партии "Доверяй делам", - не более, чем очередная попытка подзабытой партии "Национальный корпус" напомнить о себе. Шаг логичный с учетом того, что националистическую повестку перед предстоящими выборами пиратским образом захватила срочно переименованная партия Петра Порошенко, которая теперь будет называться "Европейская солидарность". Она, по сведениям местных СМИ, избавится от прежнего визуального ряда близких к экс-президенту Украины людей, заменив их новыми, не слишком знакомыми публике марионетками. Не пойдет в парламент и сам Порошенко - его, сообщили источники "Украинской правде", однопартийцы хотят сделать отцом украинской нации, чтобы тот, находясь над политической схваткой, и дальше превращал неонацизм и национализм в икону подотчетной ему политической силы.
Так что демонстративный, на камеры, снос бюста Жукову в Харькове - не просто возвращение неонацистов на политическую сцену. Это, прежде всего, стремление радикалов вновь усилить в обществе идеологический водораздел, чтобы заставить президента Владимира Зеленского обозначить свою позицию. До сих пор главе украинского государства с помощью словесных манипуляций удавалось избегать острых дискуссий, разъединяющих избирателей. Похоже, и на этот раз Зеленский будет придерживаться той же зарекомендовавшей себя на президентских выборах стратегии и промолчит по поводу выходки неонацистов.
Усмирять разбушевавшихся последователей Бандеры новоизбранный глава Незалежней предоставил мэру Харькова Геннадию Кернесу. Тот в выражениях не стеснялся, назвал разбивших монумент вандалов "отбросами общества" и обещал, что монумент будет восстановлен, а имя маршала возвращено центральному проспекту города. Впрочем, слова Кернеса в значительной степени смахивают на предвыборные обещания - мэр рассчитывает в короткие сроки раскрутить свою партию "Доверяй делам" и привести ее в Раду. Привлекшая внимание прессы акция у памятника Жукову оказалась для политических планов градоначальника как нельзя кстати.
Что касается юридических последствий сноса бюста, то всерьез о них говорить не приходится. Полиция завела два уголовных дела по факту нанесения травм трем сотрудникам правоохранительных органов, охранявших монумент. Им распылили в лицо слезоточивый газ. Однако очевидцы говорят, что большинство оказавшихся на месте происшествия стражей порядка ничего не предпринимали, чтобы помешать погромщикам, опасаясь, что не раз бывало, оказаться крайними в противостоянии между властью и неонацистами с рунами на рукавах. Тем более, вандалы утверждали, что выполняют гражданский долг - реализуют в Харькове принятый в ходе правления Порошенко закон о декоммунизации.
Снесенный под улюлюкание толпы памятник Жукову стал первой "жертвой" начавшейся на Украине предвыборной кампании в Верховную раду, позволив ряду политических сил заработать "очки" на этом преступлении. Что касается молчания Зеленского, то оно в такой ситуации выглядит двусмысленным и поощряет радикалов на новые "псевдоперформансы". Демонстративный отказ первого лица в украинском государстве вмешаться в харьковский конфликт вызывает обоснованные подозрения, что новый президент, как, впрочем, и его предшественник, продолжит стратегическую линию на заигрывание с неонацистами во имя несбыточного на Украине гражданского мира.
Шестого июня в Нормандии пройдут мероприятия в честь 75-ой годовщины операции "Нептун" по высадке союзных войск антигитлеровской коалиции. Помимо встречи лидеров в этот день состоится парашютное десантирование и феерверки в знаковых местах операции, а также большой бал, который получил название "Освобождение". Во Второй мировой войне Советский Союз и страны, сражавшиеся против нацизма, были на одной стороне и эту историческую правду никому не под силу стереть и переиначить. Сегодня когда украинские неонацисты уничтожили памятник маршалу Жукову в Харькове, вопрос о том, почему на этот акт вандализма не обратили внимание руководители государств бывших союзниками СССР по той войне, почему они молчат, наблюдая за возрождением неонацистских идей на Украине, не должен замалчиваться. Его следует задавать коллективному Западу вновь и вновь, невзирая на неблагополучную политическую конъюктуру. Мероприятия в Нормандии призваны напомнить о том, как проходила операция, послужившая началом для освобождения Европы от нацизма. Вместе с антигитлеровской коалицией свой огромный вклад в решение этой задачи внесли советские войска под командованием маршала Жукова.
Жизнь Георгия Константиновича Жукова была тесно связана с Украиной. Еще до войны - до назначения его в январе 1941 года начальником Генерального штаба - он командовал Киевским Особым военным округом. Затем уже в августе-сентябре 1943 года он участвовал в битве за Днепр, которая завершилась почти полным освобождением левобережной Украины от фашистских захватчиков и освобождением Киева. В качестве представителя Ставки Верховного главнокомандования Жуков координировал действия трех фронтов - Центрального, Воронежского и Степного. Одно из крупнейших сражений в мировой истории, в котором с обеих сторон участвовало до 4 миллионов человек, закончилось окончательным освобождением Киева 6 ноября 1943 года. В своих мемуарах Георгий Константинович делился первыми впечатлениями от поездки в освобожденную столицу Украины: "В 9 часов утра вместе с Военным советом фронта мы прибыли в Киев, куда уже стекались толпы измученных жителей города, прятавшихся в окрестностях от зверской расправы фашистов. Наши машины обступили со всех сторон. Большинство людей выглядели крайне истощенными. Но как светились глаза киевлян, увидевших не в мечте, а наяву своих освободителей, родных советских воинов! Многие плакали от радости, каждый хотел что-то рассказать о давно наболевшем, выстраданном... Проезжая по хорошо знакомому мне Крещатику, когда-то красивейшему проспекту города, я ничего не мог узнать: кругом были сплошные развалины. Так выглядел наш древний Киев после ухода гитлеровцев".
29 февраля 1944 года командовавший 1-м Украинским фронтом генерал армии Николай Федорович Ватутин был тяжело ранен украинскими националистами из УПА. "Сделав необходимые указания начальнику санслужбы фронта, я взял на себя командование фронтом и тут же доложил И.В. Сталину о ранении и эвакуации Н.Ф. Ватутина. Верховный главнокомандующий утвердил мое решение встать во главе войск фронта на время проведения предстоящей важной и сложной операции". Войска фронта под командованием Жукова во взаимодействии с войсками 2-го Украинского фронта освободили правобережную Украину и вышли к предгорьям Карпат. В мае 1944 года Георгий Константинович передал командование фронтом Ивану Степановичу Коневу, но в качестве заместителя Верховного главнокомандующего неоднократно бывал на участках фронта.
В 1946 году Жуков вернулся на Украину, пусть и не по своей воле. 9 июня 1946 года он был снят с должности главкома сухопутных войск - замминистра Вооруженных сил СССР и назначен командующим войсками Одесского военного округа. В Одессе после войны начался небывалый разгул преступности, вызванный разрухой и доступностью оружия, и, по легенде, он навел порядок "по-жуковски". В городе ходили слухи о том, что новый главком проводит операцию "Маскарад": одетые в штатское офицеры расстреливают бандитов без суда и следствия. Правда это или миф, но за два года пребывания Жукова в Одессе с криминалом удалось совладать.
Подготовила Ариадна Рокоссовская