Владислав Третьяк и сейчас идет по своему дому, по залам Музея хоккея в московском "Парке Легенд" - невдалеке от здания Федерации хоккея России, президентом которой он является с 2006 года. Музей хоккея был размещен тут, в особняке, спроектированном знаменитым архитектором Мельниковым в 2016-м. Основа коллекции - это выставка "Красная машина. Страницы истории": в белом, цвета льда, зале - фотохроника, официальные документы, вырезки из газет от сороковых до девяностых годов и, конечно же, клюшки, свитеры, шлемы, хоккейная амуниция знаменитых игроков - Виктора Кузькина, Виктора Коноваленко, Бориса Михайлова, Валерия Каменского... На отдельном месте - награды чемпионов СССР, мира, Европы, Олимпиад. Причем только золотые. "Серебра" у нас не любят, а попробуй его еще завоюй", - ворчит великий вратарь.
Третьяк останавливается у первого стенда. За стеклом - знакомые ему с детства коньки "Снежинка" с веревками, которыми их привязывали к валенкам, и клюшка Фабрики спортивных изделий, которой играли в чемпионатах послевоенных лет. С толстым крюком, прямым, как линейка.
Шайбу таким крюком не подденешь, не поднимешь в воздух. Потому и бортики вокруг площадок в послевоенные годы были ниже колен. А Тарасов и вовсе запрещал играть клюшкой с изогнутым крюком, считал, что это ухудшает бросок с "лопаты". Потом, говорят, в ЦСКА привезли несколько таких клюшек из-за границы, и стало ясно, насколько это удобнее.
Когда мне, уже чемпиону Европы среди юниоров, сказали, что завтра меня будет смотреть сам Анатолий Владимирович, то я не спал всю ночь. Подхожу к нему: "Ну что, полуфабрикат, будем работать. Если выживешь - будешь великим. Не выживешь - извини. Тогда завтра в шахту". - "Да я еще в школе учусь!" - "Переведешься. В 10 утра жду на тренировку". Выжил...
Я сначала играл в такой же. А она прилегает к лицу, давит на все его "углы" - скулы, подбородок. В игре больно очень. А еще если коньком по макушке... Тогда считалось, что шлемы носят только трусы. Но мне отец сказал: не наденешь шлем - уйдешь отсюда. И я надел, а в 1969-м и вот эту маску-решетку. И видите - все зубы свои.
Никогда этого не видел раньше. Письмо Комитета по физкультуре и спорту в ЦК КПСС. "Перечень самых типичных вопросов, которые задают представители западных СМИ". То есть чтоб мы были готовы. И список. Давайте наугад любой вопрос. "А почему у вас олимпийские чемпионы по 7-10 лет считаются студентами и аспирантами?" Я бы ответил честно - совершенно нет времени на учебу, не продохнуть от тренировок.
Да, хорошая у нас тогда была команда: Яшин, Федоров, Каменский, Гончар, Каспарайтис. Паша Буре, который 5 голов финнам в одном матче забил. Меня Юрзинов взял тренером вратарей, и Миша Шталенков не подвел - выстоял, много раз спасал. А потом в финале Свобода, от синей линии, рикошет от защитника Коваленко...
"Бороться всем страстно и настойчиво, упорно... Мало одного желания, надо постоянно проявлять морально-волевую силу... ЦСКА - это мастерство, нахальство, подготовка". Это рабочий документ - но тут страсть, эмоции, а не просто "Петров идет по центру, Харламов прорывается по флангу".
Виктор Васильевич болел хоккеем. Мы этого не читали, а он потом все свои эмоции показывал на льду, на тренировках.
С 1947-го по 1992-й вручался, я его пять раз в руках держал. Скажу вам, он довольно легкий - серебро ведь. Сейчас такие кубки делают, что я один не подниму. А вот еще трофеи советской сборной - за победу на турнирах на приз "Известий", на приз чехословацкой газеты "Руде право"... Помните еще такие?
1. Амплуа вратаря Третьяк выбрал из-за... бедности ДЮСШ ЦСКА. Изначально его определили в нападающие, однако из-за нехватки форменных клубных комплектов Владику приходилось играть в том, в чем пришел. А вот вратарям форму выдавали всегда. Переговорив с тренером, Третьяк и занял место в воротах - чтобы всегда быть в форме.
2. Хоккейную судьбу Третьяка определила его мать, Вера Петровна. Она первая в семье всерьез занималась этим видом спорта - играла в хоккей с мячом, выступала на первенствах Москвы в составе женской команды.
3. Третьяк стал и первым европейцем, обретшим место в Зале спортивной славы НХЛ, и первым хоккеистом, удостоенным этой чести, ни секунды не сыгравшим за клубы Лиги.
4. В августе 1972 года Владислав Третьяк стал важным участником "спецоперации", разыгранной главным тренером сборной СССР перед канадцами, прибывшими накануне суперсерии посмотреть товарищеские матчи соперников. В игре сборной против ЦСКА Третьяк, согласно установке, пропустил 8 шайб (должен был не менее 10) и был оценен "нерешительным" и помечен как самое слабое звено команды. Эффект, как признал потом давший такую оценку тренер "Торонто мейпл лифс" Джон Маклеллан, получился потрясающим.
5. У Третьяка 2 высших образования. Будущий глава ФХР в 1976 г. окончил с отличием Московский государственный институт физкультуры, а 10 лет спустя - Военно-политическую академию им. Ленина. По словам Третьяка, университетские знания не раз помогали ему в административной работе.
Подготовил Александр Беляев